Пустые места группы "Аквариум"
197-й выпуск, 26 июня 2002
КОНЦЕРТЫ АКВАРИУМА
На www.aquarium.ru сообщается, что по предварительным сведениям после американского тура Аквариум играет:
29 июня на фестивале в Пскове (подробнее про билеты, с координатами устроителей)
4 июля в ДК Ленсовета в Питере
7 июля в на фестивале "Крылья" в Москве.
Сведения будут уточняться.Не забывайте записывать и присылать свои впечатления от концертов.
НОВОСТИ
* На официальном сайте - подборка фотографий с американского тура и ссылки на еще несколько сотен :)
Boston - ВНЕ
NYC - Русский Рок в Нью-Йорке
San Francisco - julia_orchids, LOMOportfolio.com, ВНЕ
Seattle - Сергей Грингауз* Обещанный DVD с юбилейным концертом в Лужниках 24 февраля 2002 - вышел или выйдет вот-вот. В недавнем журнале о DVD (бывает и такое) опубликована его обложка. Выпускает это не ОРТ-Видео, как вроде бы сообщалось, а какая-то SPLOSHNOFF MUSIC GROUP (сайт которой не открывается).
21.06.02 [от Игоря Шаронова] Троллейбус (1319 kb)
Концерт в Рок-клубе. 1984.
К 40-летию со дня рождения Виктора ЦояДРУГАЯ МУЗЫКА
2 июля в Питере и 3 июля в Москве - концерты Garbage.
С 4 по 13 июля в Питере будет проходить международный блюзовый фестиваль "Дельта Невы".СЛУХИ
Продолжают циркулировать слухи про новый клип Аквариума, снимаемый латвийской студией Вилкса (см. 194 и 196 выпуски). Один белорусский сайт уточняет:
Неудавшийся самоубийца станет героем видеоклипа известного российского рок-музыканта Бориса Гребенщикова. 37-летний бывший заключенный Силардс Илгач взобрался 4 июня на 110-метровую опору Вантового моста в центре Риги, пытаясь совершить самоубийство. Он был одет в черную одежду, а на шее у него висел большой серебряный крест. За этой двухчасовой драмой наблюдала по радио и телевидению вся латвийская столица. На киностудии считают, что подобный видеоряд полностью соответствует характеру песен Гребенщикова.Осталось, однако, невыясненым - про "характер песен", которому этот видеоряд "полностью соответствует" - это заявление "киностудии" или вывод, сделанный белорусскими журналистами? :)
История несколько скандальная, но с другой стороны - не будет же сам БГ ходить в кадре "по битым стеклам" или, не дай Бог, по "линии огня". Правда, "12 злобных зрителей" MTV вряд ли будут довольны. Песня-то - "Брат Никотин", а они уже при обсуждении клипа "Брод" жаловались, что там БГ все время курит, пропагандируя не то, что надо :)Увы, часть наших непальских путешественников, среди которых и наш бессменный ведущий Сергей Варюшкин - не вернулась 23 июня, как это было обещано. Они живы, здоровы и приняли только Прибежище, но не непальское гражданство (тем более, что это невозможно по их законам :)). Проблема в транспорте - авиакомпании, билеты, нестыковки, знаете, как это бывает.
Предположительно, они смогут улететь из Дели только 29 июня. Таким образом, еще неделю-другую рассылку буду вести я. Пишите.СПРАВКА
* Замечательная и замечательно длинная статья (Николай Сосновский, 1994) о растафари, субкультуре контркультурного типа, истории движения и мифе о Вавилоне - тут. Для затравки:
Особо по вкусу бедолагам и горемыкам из трущоб Кингстона пришлась проповедь Маркуса Гарви. "Временный президент Африки в изгнании". Пламенный оратор и великий популяризатор не только поведал в лицах о великом прошлом Африки и особой исторической миссии черной расы, но и предрек, что вскоре в Африке воцарится черный император, и тогда - пора, это и будет знак Избавления. Император соберет вновь воедино рассеянную по свету черную расу и настанет эпоха ее торжества и величия, как было заведено в древности. 2 ноября 1930 г. рас (князь) Тэфэри Мэкконнен (или Рас Тафари - отсюда и название "движения") короновался императором Эфиопии под именем Хайле Селассие I (т.е. "Власть Троицы), получив наследственный титул эфиопской Соломоновой династии - предполагалось, что династия пошла от царя Соломона и царицы Савской - Царь Царей, Лев Иудейский, Избранный Богом свет мира, Защитник веры из Дома Соломонова и проч.
Хоуэллом была основана община в Пиннакле, в лучшие годы доходившая до 1 600 человек - "братии", позже появилось и другое название - "растаман". Община дважды - в 1941 и 1954 гг. - разгонялась полицией, сам Хоуэлл дважды сидел за мошенничество ( так власти расценили продажу портретов Хайле Селассие - "пропусков в Африку"), за призывы к неподчинению любому правительству, кроме эфиопского и пропаганду "травы мудрости" - марихуаны - для очищения сознания от "умственного рабства" западного рационализма и глубокого проникновения в мистическую суть вещей и событий.
В Пиннакле и других общинах братии (brethren and sistren, I-dren на жаргоне расты) изучались амхарский язык и история Африки. амхарский, видимо, изучался-таки скверно, знатоки амхарского мне сказали, что большинство "амхарских" фраз в песнях рэггей смысла не имеют.
В растафари много разночтений в представлениях, и братия очень терпима к свободомыслию и праву на собственную концепцию, но основные положения, на которых сходились все общины, группы и организации, следующие:
- Хайле Селассие I - живой бог, очередное и последнее - среди предыдущих были Моисей и Христос - воплощение бога чернокожих Джа Растафари (Джа - искаженное английское произношение имени Иегова).
- Чернокожие - это библейские иудеи, белые же евреи - самозванцы. За грехи Джа наказал свой избранный народ 400-летним вавилонским пленением, которое вот-вот должно закончиться, и тогда из Вавилона черные иудеи вернутся на холм Сионский, известный непосвященным как Аддис-Абеба. В нужный момент Джа Растафари пришлет корабли, а поведет их Маркус Гарви - новое воплощение Иоанна Крестителя.
- В ожидании репатриации следовало морально к ней готовиться, так как самая большая беда, постигшая черных иудеев в неволе вавилонской - это утрата самобытности. Раболепствующих перед западной культуров в светлое будущее не возьмут. Поэтому надо развивать в себе естественность в противовес искусственности западной цивилизации, мистическое восприятие в противовес рассудочности, культивировать "африканский" стиль жизни, кухню, одежду, прически, имена, манеры ...* И еще - на сайте со страноватым названием kokain.ru рассказывают:
Итак, время действия - конец 60-х годов. Место действия - негритянский район Южный Бронкс, что в городе Нью-Йорке. Имя человека: Кул Херк. Род занятий: ди-джей. Он перебрался в Бронкс с Ямайки и притащил с собой традицию уличных танцулек, на которых роль ди-джея - это роль Короля и Бога. Появление Кула Херка как раз совпало с перерождением "черных радиостанций", которые до этого были организующим началом в негритянских кварталах. Это были маленькие станции, жившие одной жизнью с гетто, обсуждавшие всамделишние разборки, крутившие любимую музыку и, главное, поддерживавшие некий местный климат, благодаря которому люди чувствовали себя дома. По сути, они и делали гетто общиной. "Griot" - "рассказчик", так назывался радио ди-джей на этих маленьких радиостанциях. Он был кем-то вроде сказочника, имевшегося когда-то в каждой африканской деревне. И не случайно негритянские вожди, включая Мартина Лютера Кинга, когда хотели донести что-то до своего народа, обращались именно к ним, "гриетам", радио ди-джеям. А фанк-звезды, начиная с Джорджа Клинтона, чтобы подчеркнуть общинность своей музыки, стилизовали альбомы под радиопередачи. Потом это стало общей модой - даже наш Гребенщиков, не подозревая о первичном смысле приема, записывал между песнями эффектные радиошумы...ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ
Сан-Диего, 15 июня 2002
From: "Sergey" <svt@houston.rr.com>
To: <irka_v@newmail.ru>
Sent: 22 июня 2002 г. 2:06
Subject: concert in San DiegoК нам в Хьюстон Аквариум попасть не сумел, посему мы с женой отправились в Южную Калифорнию, заодно решив показать ее нашему девятилетнему сыну. Вечером пятнадцатого июня мы приехали в означенное на вебсайте место - Scottish Rite Center. Концерт, естественно, начался с часовым опозданием, но нас это не особо смутило - в Питере в благословенные времена рок-клуба опоздания случались и похлеще. Билеты у нас были в первый ряд. И вот... открылись двери.. проверили билеты.. зрители заполнили зал.. в зале пахло благовониями и из колонок лились записи оперных арий на итальянском... погас свет... и... на сцене материализовались музыканты.
Сцена, в данном случае - понятие весьма условное, поскольку зал был не театральным, а скорее, лекционным, партер состоял из составленных рядами стульев, и с обеих сторон еще стояли привинченные к полу ряды откидных кресел, но уже под 90° к "сцене". Я это все пишу к тому, чтобы пояснить, что перед сценой плясать было негде.
Боб поздоровался: "Добрый вечер, Сан-Диего! Вот мы и приехали, как и обещали, полноценным составом". "Видимо, Борис Борисович тут некогда играл сольник?", подумал я. (Прим. ред. - да, в январе этого года)
И - понеслась:
Железнодорожная вода, Дорога 21, Если бы не ты
Боб, хмыкнув: "Я себя ощущаю, как на детском утреннике" (тут я заржал совершенно неприлично, потому что, действительно, куча детей от 3-х до 7-ми тусовалась у правых колонок). Но он говорил о другом - все чинно сидели, слушали и дисциплинированно хлопали в конце очередной песни. Хорошо еще, что не было дам в вечерних туалетах, как накануне в Денвере :-)
Боже, помилуй полярников, Немое кино, Аделаида
Боб: "Мы привезли вам новый альбом и сейчас попытаемся его спеть"
500, Брод, Брат Никотин
Рубекин играет, как бог.
Нога судьбы,
У Суротдинова от смычка отрываются несколько волосков и он красиво им взмахивает, перебрасывая оторванные (с одного конца) волосы через струны.
11. Растаманы из глубинки
Шар оттягивается по полной программе, постоянно меняя и роняя под ноги различные инструменты, предметы и приспособления для извлечения звука, пританцовывая синкопами и делая шоу :-)
Псалом 151, Кардиограмма, Северный цвет
Русская нирвана, Двери травы, Таможенный блюз
Марк Соломонович Брикман (художник по свету группы "Аквариум") невозмутимо лезет на спинки боковых сидений и твердой рукой направляет свет софита в задние ряды.. а там... вакханалия веселья - народ пляшет.. да как!!:)))
(он это делал за концерт дважды).
Не стой на пути у высоких чувств
Ритм-секция в лице Кудрявцева и Потапкина - превыше всех похвал :)
Пока несут сакэ, Серебро Господа моего, Партизаны полной луны
Уходят. Зал скандирует "Боря, Боря!". Я, кстати, не кричал. Просто голос сорвал еще на "Железнодорожной воде". Да и знал, что вернутся. И очень хотел услышать цоевскую "Анархию".
Затем - вышли Суротдинов с Рубекиным и заиграли что-то очень красивое, медленное... под эту музыку подтянулись остальные. Последним вышел Боб, перекинул через плечо ремень от своей черной гитары и они врубили:
Пригородный блюз (я тоже не узнал начало песни, необычно)
Мальчик Золотое Кольцо, Рыба, Бодхисаттва, Небо становится ближе
Боб представляет музыкантов. Хлопают всем. Шару - отдельно. Рубекину - еще как! Суротдинову - еще более как! Боре - овация.
Ну, что сказать? Я бы хотел, чтобы эти два часа длились вечно... Но "Анархию" мы не услышали :( И залихватской "Башни" не было.. и остальных 474 песен - тоже:( Правда, одна весьма осведомленная девушка, на подступах к гримерной, после концерта пообещала попытаться привезти "Аквариум" в Хьюстон в этом ноябре, когда он будет давать юбилейные концерты в Нью-Йорке. Поживем-увидим :-)Портленд, 21 июня 2002
From: Boris Trukhnov
To: 'Irina Voronezhskaya'
Sent: 25 июня 2002 г. 23:24
Subject: RE: nu i? :)Ну вот, дождались - добрался Аквариум и до наших БГ'м забытых мест :) . Мне как-то даже не верилось до последнего момента. Борис Гребенщиков в Портленде - это почти как в том старом анекдоте: "Кока-кола, Пепси-Кола, прохладительные напитки, евреи в пустыне... мираж!"
Berbati’s Pan - небольшой уютный ночной клуб в центре Портленда; я уже был здесь когда-то на концерте "АукцЫона". Концерт должен был начаться в девять; я пришел в половину девятого и был приятно удивлен, увидев на сцене разыгрывающийся "Аквариум". Тут уж я окончательно поверил и стал ждать, что дальше будет.
Дальше было по-разному. Я имею в виду "разогревающую" группу "MIRUMIR". Я их еще по АукцЫоновскому концерту помню, только они тогда, по-моему, назывались "Starbugs". Не буду вдаваться в детали, скажу только, что напоследок они исполнили некую вариацию на тему "Вчера шел снег", гордо заявив при этом, что это - песня "Аквариума". После этого, как мне рассказывали, некоторые товарищи, не знакомые с творчеством БГ, покинули зал, решив, что дальше все будет продолжаться в том же духе. Мой приятель, когда-то поэт одной легендарной (в пределах Белоруссии :) ) белорусской группы, журналист и мастер хэппенинга, бывший со мной на этом концерте, сказал: "Если бы они стебались, это еще можно было воспринимать как нечто подобное гребенщиковским "Подмосковным вечерам"... но, похоже, они делали это на полном серьезе". На полном же серьезе они заявили и о том, что когда-нибудь станут такими же крутыми, как "Аквариум". Ну и ладно, MIR с ними, это все мои личные впечатления, не более, так что прошу всерьез не воспринимать. Может быть, это я ничего в музыке не понимаю, а они на самом деле "рулез" :)
Публика собралась весьма разношерстная. Специфика Портелнда, знаете ли. Были и те, кто пришли "оторваться" (что мною, безусловно, поощряется :) ), были и истинные поклонники "Аквариума" и БГ; процентов десять составляли англоязычные завсегдатаи "Berbati’s", которым все равно на что ходить, лишь бы музыка хорошая играла, да погромче (думаю, их надежды оправдались :) ). На этом фоне довольно забавно было наблюдать вкрапления благообразных пожилых супружеских пар и дам пост-бальзаковского возраста в вечерних платьях, с ужасом наблюдающих за всем этим безобразием. Им видимо в русском магазине сказали, что будет концерт русской группы, продали билеты, но, похоже, в детали не вдавались:)
И вот наконец на сцену вышел "Аквариум", каковой и был встречен вялыми овациями публики, которая, по-видимому еще не пришла в себя после "MIRUMIR" :) Забегая вперед скажу, что БГ сумел завести народ очень быстро, буквально за пару песен (правда, каких - "Железнодорожная вода", "Дорога 21", "Немое кино"), энергия со сцены просто перла, а к середине концерта какие-то девчонки у сцены уже просто бились в экстазе. Ну невозможно поверить, что ему скоро полтинник стукнет - видно, не врет, когда поет, что его сердцу четырнадцать лет!
После БГ на сцене больше всех выделялся Суротдинов. Не фраком и темными очками на пол-лица, которые делали его чем-то похожим на Кота из "Бременских музыкантов", а теми поистине волшебными звуками, которые он извлекал из своей маленькой черной скрипки. Настоящее вдохновение было написано на лице Бори Рубекина, неистовствовал за своими барабанами Шар... да что там говорить, все музыканты выкладывались по-настоящему, на все 200%, и это уже почти в самом конце изнурительного тура. На обычном автобусе через всю Америку, девять концертов за три недели - это вам не шутки.
После "Немого кино" из зала удрали остатки благообразных старичков и старушек, каковым я искренне сочувствую, посколько полагаю, что на "тихом" акустическом концерте и они бы несомненно могли получить удовольствие.
Затем Борис Борисович немного подуспокоил зал исполненными с удивительным чувством "Боже, помилуй полярников" и "Аделаидой". Потом последовали "Русская нирвана", "Из Калинина в Тверь", "Если бы не ты", "Хилый закос под любовь" и что-то там еще. Народ неистовствовал. Я, если честно, не мог себе представить, что в нашем маленьком, тихом Портленде возможно ТАКОЕ. По-моему, на концерте АукцЫона ничего подобного не происходило.
Второй логической частью концерта стал исполненный от начала до конца альбом "Сестра Хаос". Альбом - потрясающий! Мне кажется, это лучшее, что БГ сделал за последние годы. Впрочем, описывать - глупо, это надо слышать.
Из того, что было потом, запомнились "Таможенный блюз" в совершенно потустороннем исполнении, "Серебро Господа моего", "Партизаны полной луны" и "Китай" Вертинского. Во время "Пригородного блюза" пол и стены зала вибрировали так, что я подумал, не началось ли грешным делом землетрясение. Впрочем, если бы даже и началось, никто бы этого не заметил. Я к этому времени уже оставил свои жалкие попытки снимать что-то на видеокамеру (прим. ред. - мпеги ожидаются), забросил ее в дальний угол и выплясывал вместе со всеми, как ненормальный, ощущая, что моему сердцу максимум лет двенадцать :)
В конце концов, БГ сказал что-то типа того, что все, пора по домам и напоследок я вам, мол, спою что-нибудь тихое и задумчивое, чтобы вы спокойно шли домой пить кофе. После чего последовала цоевская "Мама анархия". Даже и не знаю, как Berbeti’евские стены не рухнули :)
Последней прозвучала "Небо становится ближе". Публика уже просто стонала и слабо повизгивала. Девчонки у сцены перестали биться в экстазе и тихонько плакали. Народ еще долго не хотел расходиться несмотря на позднее время (концерт закончился где-то ближе к часу ночи); люди толпились у сцены, обсуждали что-то между собой. Я решил задать случайным людям несколько вопросов:
- Как Вы попали на этот концерт?
- Ваши впечатления
- Что понравилось больше всего? Что не понравилось?
Саша, 36 лет, программист:
- Купил билет в русском магазине. Я слушаю "Аквариум" много лет, но так уж сложилось, что на их концерте впервые. В каком-то смысле, для меня это - встреча с моей юностью. Тогда, в начале 80-х, я отдал бы все, чтобы попасть на такой концерт. А сейчас... сейчас воспоминания значили для меня больше, чем песни.
- Было здорово! Очень классно! Концерт получился куда как более живым, чем я ожидал. Где-то ближе к концу концерта я перестал предаваться ностальгии и просто стал слушать музыку и получать от нее удовольствие.
- Бородка БГ :) ... ну и затем, мои воспоминания: Крым начала 80-х... Единственное, что оставило легкий осадок - навязчивая реклама. Какой-то Владимир из "Prudential", он то к "Аквариуму" каким концом? И газету какую-то еще на входе всучили.
Женя, 47 лет, владелец компании:
- Было интересно снова услышать БГ вживую через 20 лет. Я живу в Америке уже более 13 лет и как-то так получилось, что за все эти годы "Аквариум" слушать не довелось, а ведь это - музыка моей молодости.
- Концерт был превосходный! Я, честно говоря, такого даже не ожидал. Великолепный контакт с залом, никакой халтуры, новые песни, которые я до этого никогда не слышал, ничем не хуже старых, а у старых появилось новое звучание. И так - больше двух часов, практически без перерыва! Короче говоря, "усталые, но довольные, пионеры возвращались из леса :) "
- Даже и не знаю, что выделить, понравилось все. Наверное, в первую очередь - потрясающий подбор музыкантов. Единственная на мой взгляд недоработка - организация. Ночной клуб место специфическое, это не для всякого. Дымно, жарко, звук очень сильный... я думаю, процентов 60 потенциальных слушателей просто не решились придти на этот концерт. Кроме того, для молодежи до 21 года вход закрыт, а я уверен, что многие дети моих знакомых не упустили бы такую возможность.
Ну что же, будем надеяться - не в последний раз! Спасибо Вам, Борис Борисович, спасибо и всем остальным - музыкантам "Аквариума", Ирише Косиновской и всем остальным, спасибо за эту радость!
* Для полноты картины - статья из газеты The Oregonian. Статья называется "Off the blacklist, onto the playlist: Boris Grebenshikov and Aquarium" и является типичным представителем жанра "статьи о БГ в американской прессе". Ну, знаете:
- Boris Grebenshikov is one of the world's most important rock revolutionaries
- He wasn't a dissident in the usual sense of the word. But his refusal to write songs about everything being fine and dandy under communism got him in trouble anyway, forcing him out of the youth Communist Party and making him an outcast
- "And they gave copies to their friends," Grebenshikov says. "They'd get around and I'd maybe find a tenth copy in Siberia."
- "Concert halls or clubs that invited us would be under serious threat," Grebenshikov said.
- His latest works incorporate hip-hop, electronica and pop with stunning, always passionate results.
- и конечно непременное "We knew much, much more of wildly different styles than most other Russian musicians. It always seemed a shame the Russian people were deprived of this and that and that. I think for a long time we tried to combine everything we liked. We still do."Сиэттл, 22 июня 2002г.
From: Sergei Gringauze
To: Irina Voronezhskaya
Sent: 26 июня 2002 г. 7:50
Subject: пару слов про концерт в СиэтлеСейчас посчитал - для меня это четвертый концерт Аквариума. Первый был в 1991-ом, в Саратове, где я тогда жил. Точнее, это даже были 3 концерта - Аквариум приезжал к нам на три дня, и я не смог пропустить ни одного, фанател тогда до судорог. Понятно, впечатления были незабываемые. Потом был концерт в 1993, тоже в Саратове, уже послабее. Потом - в 1996-ом что ли, не помню точно - уже в Тель-Авиве. Ужасный концерт.
Может, по контрасту с тем тель-авивским концертом мне этот сиэтловский и понравился, не знаю. Я примерно с тех пор за БГ плохо слежу - диски все новые покупаю, конечно, но былого тинэйджерского восторга уже нет. На этот концерт не хотел идти, честно говоря, боялся разочароваться; хорошо, что поверил очевидцам предыдущих концертов этого тура, и пошел.
Зал King Cat, действительно, не располагает - я уже был там на одном концерте, Pink Martini, и те музыканты тоже все удивлялись, как же мол так, братушки? Но! Можно подойти к сцене - никаких потных спин, тяжелых ботинков, зажженных сигарет и т.п. А чем ближе к музыканту - тем впечатление сильней, это я опытным путем установил :) Фанаты, если и есть, все скромные, тихонько подпевают с мест, шугагаются зажигалку зажечь. Что меня удивило - отмороженность публики нисколько не сказалась на качестве концерта, профессионализм музыкантов так и прет (не пропьешь, однако). Хотя, возможно, если бы народ поактивнее реагировал, было бы еще круче.
И потом - БГ наконец запел старые песни (только не пинать меня, он, наверное, давно их уже запел, но для меня услышать вживую старые хиты - слезы умиления). А новые - "Cестра Хаос" - еще лучше старых!
Кстати, БГ вчера на концерте запел песню из последней серии "Масяни": "В небе ангелочки летают на цветочках", и в зале среагировало на шутку человека два (включая меня). Потом, при выходе, в толпе услышал, как кто-то кому-то сказал, что БГ пел песню Нафани. Испорченный телефон :)
Короче, понравился мне просто концерт. Просто понравился. Может, просто ностальгия и юность вспомнил? Кто, блин, сказал, что БГ скурвился? БГ рулит, как никогда.
Редакция рассылки (еще выпуск-другой): irka@aquarium.ru
Гостевая книга "Пустых Мест"