- Как живопись? Он чего, картины пишет? Кисточкой? - криво ухмыляется, выдирая из ушей провода от плэйера, "стареющий юноша". - Зачем это?..
Живопись БГ столь беззащитна. что зачастую побуждает публику, особенно из числа тех, кому не удалось в свое время обосрать его песни, немедленно обосрать хотя бы живопись.
Очень многие знатоки искусств, измученные необходимостью толковать произведения, которые своей агрессивностью и нахальством как бы берут их за горло, облегченно вздыхают пред этими скромными холстами, чтоб в следующий миг презрительно отвернуться, презрением своим разом сравнявшись с заметной в современной культуре фигурой, а в глазах некоей узкой аудитории даже эту фигуру и превзойдя.
Оно, собственно, и не жаль... Гребенщиков от критики таких знатоков надежно защищен тем, что мотивы, которыми он руководствуется, берясь за работу, очевидны внимательному зрителю и чисты. Это довольно редкий случай в изобразительной области. Слишком у многих авторов сквозит (в числе прочих, конечно) мотив и даже страх показаться "простым". "Не простой я!" - внушает об авторе почти каждое современное произведение живописи, литературы и музыки. Это смахивает на повадку наших советских крестьян, что после раскулачки так и ходят драными и грязными, чтоб не сочли за кулаков-мироедов.
Боязнь банальности подвела многих не очень крепких духом художников к той пропасти, на краю которой прогуливаются довольно еще симпатичные (из-за молодости) некрореалисты, а из самой ее долетают прощальные крики самоубийц.
О мастерстве владения живописной техникой перед лицом изобретательного авангарда толковать не стоит. Хотя. конечно, раз уж парень взялся за кисточку и тычет ею в краски, а после в холсты, так хотелось бы и мазка бойкого, и лессировки уместной... Опять же колорит...Однако все мы знаем теперь настоящую цену очень многим виртуозам и мазка, и лессировки.
Так что, глядя на произведение, сразу видишь личность его создателя.. И тут личность Бориса Гребенщикова как бы открывается второму глазу (и даже третьему, учтя его прозу), а одним мы его рассмотрели, слушая песни. Смотрящим, тем даже, кто раньше сомневался, становится видно (а нет, так нужно глаза вытаращить посильнее), что нет не пудрил нам мозги БГ своими песнями, а действительно искренне делился талантом.
Он, конечно, возможное дело, еще пришпандорит к холстам какой-нибудь ерунды, или. наоборот, наделает в картинах дыр, чтобы не отстать от русла, - его право. Только если это произойдет, так очень интересно будет посмотреть и ... подумать. Над творениями хорошего, умного человека и подумать не грех; а жаль, когда публика и критика заодно, ломают свои бедовые головы над значением замысловатого произведения какого-нибудь просто ничтожества.
Очень перед многими "творениями человеческого гения" на ум то и дело приходит черт. Это неспроста. Я думаю, он большую силу забрал в последнее время.
Стоит, стоит художнику перед выставкой обратиться к своему произведению вот именно с тем, чтобы увидеть: не высовываются ли откуда-нибудь из угла рога или хвост?
С гребенщиковских картин точно не высовываются, разве с тех, где вожди мирового пролетариата изображены, ну так они и названы. Основная же часть его картин изображает задумчивость и красоту. И слава Богу.
ВИКТОР ТИХОМИРОВ