Мы используем друг друга, чтоб заполнить

[ новости ] [ цитаты ] [ отчеты ] [ справка ] [ раритеты ] [ история ] [аквариумисты
[ книги ] [ ссылки ] [ дискография ] [ mp3 ] [ архив] [ общение ]


Последний концерт Аквариума 
14 марта 1991 года, ДС "Юбилейный", VIII фестиваль Рок-клуба 

KENWOOD - дека Павла Северова

   01. Я - Змея (1,65 мб ) "Ты улыбаешься, наверное, ты хочешь пить..."
   02. Минус Тридцать (1,76 мб)  "Сегодня на улицах снег, на улицах лед
..."
   03. Капитан Африка (2.02 мб) "Фантастический день, моя природа..."
   04. Дело Мастера Бо (1,50 мб)  "Она открывает окно, под снегом не видно крыш..."
   05. Дикий Мед (1,33 мб)  "У них есть скорость, у них есть другие дела..."
   06. Возьми Меня К Реке (1,73 мб)  "Я выкрашу комнату светлым..."
   07. Береги Свой Хой (1,30 мб)  "Смори, кто движется навстречу..."
   08. Она Может Двигать (2,19 мб)  "Она может двигать..."
   09. Не Трать Время (1,88 мб)  "Не трать время, милая, не трать время..."
   10. Пригородный Блюз (2,03 мб)  "Я сижу в сортире и читаю Rolling Stoun..."
   11. Черный Ворон (1,07 мб)  "Черный ворон, что ж ты вьешься..."
   12. Wild Thing (1,74 мб)  "Wild thing..."
   13. День Радости (1,63 мб)  "Нам выпала великая честь..."

  Суммарный размер всех файлов - 21,8 мегабайта. Использованы записи из коллекции Павла Северова, оцифровка - Георгий Степанов.

Как это было

В первые весенние дни 1991-го года обнаруживается, что Ленинградский рок-клуб - на пороге своего десятилетия. Началом существования доблестной организации считался первый рок - клубовский концерт 7 марта 1981 года. На эту же дату, десять лет спустя, было назначено открытие грандиозного фестиваля всех мыслимых рок-команд клуба, от самых молодых до самых легендарных. Фестиваль, долженствующий ознаменовать юбилей, должен был продлиться неделю и закончиться вечером 14-го марта, в четверг. За прошедшие годы идея запихивать в финальный концерт все существующие супергруппы не оправдала себя, и финал рок-клубовского десятилетия был доверен самой старой из сильнейших команд, музыканты которой стояли у истоков клуба. Таковой оказался, естественно, "Аквариум".
В возможный распад группы в то время уже не очень верилось. "Свежо предание", - хихикали наблюдатели, пережившие вс пяток подобных "разбродов".
Не только тогдашний состав "Аквариума", но и "Трилистник", а также "Турецкий чай" - проект, объединивший на тот момент трех знаменитых экс-аквариумистов - Титова, Ляпина и Гаккеля - начинают репетиции, готовясь к своим выступлениям. "Трилистник" и "Турецкий чай" спокойно покажут свою программу в первой половине марафона, в зале ЛМДСТ, а "аквариум" озадачен, изобретая ту точку в ударном десятилетии ленинградского рок-н-ролла, которую ему предстоит поставить в восьмитысячном ангаре Дворца спорта "Юбилейный".
К тому же, складывается мнение, что нынешний энергетический подъем группы - это даже не второе дыхание, а неизвестно какое по счету, которое возможно лишь за счет использования психологического баланса, накопленного идеей "Аквариума" за долгие годы. Программа построена на старом материале, и, возможно, следующий кризис может оказаться страшнее предыдущих. В подсознании Гребенщикова, видимо, уже существовал песенный материал, который проявится через месяц в работе с "бэндом БГ". "Аквариумом" он исполняться бы не мог.
Нужно было новое. А старое все еще требовало выплаты долгов, заставляло оглядываться и не давало уйти. Сейчас вновь кажется, что "Аквариум" того периода существовал по законам "зомби". Решено было отдать последний долг девятнадцатилетнему пути зримого "Аквариума". Но - делать это должны были все вместе. Пока ответственность не поделили между собой все основные персонажи легенды, фантом продолжал мучить всех.
Возможность реализовать полубезумный проект подвернулась - однажды лидер "Аквариума" застает репетицию "Турецкого чая" в общем помещении ДК Связи, поочередно использовавшемся обеями коллективами для занятий. И, буквально за несколько дней до выступления, предлагает коллегам собраться и выплатить долги.
Воздух в эти дни наполнен ностальгическими воспоминаниями о прошлом и пустым недоумением по поводу будущего. Плюс к тому, параллельно проходит выставка "Реалии русского рока", где на стенде "аквариума" выставлена батарея пустых винных бутылок под лозунгом "Линкор пропьем, но флот не опозорим!" Короче, затея кажется реальной.
13 марта по кулуарам разносится слух о том, что предстоящее выступление группы "Аквариум" в заключительный день фестиваля 10-летия рок-клуба в "Юбилейном" объявлено последним концертом группы. В добавляемую к этому информацию об участии в мероприятии Всеволода Гаккеля и, тем более, Александра Титова, верят, пожалуй, лишь самые отчаянные фантазеры.
14-го, в день, когда забыты все распри и раздоры, за кулисами - 1987-й год. Несколько часов путешествия во времени - и...
"Аквариум" всех созывов появляется на сцене, сразу произведя зловещее впечатление на публику. Об этом много говорили после - состав зрителей остается загадкой. Но действо напугало их всех. Возможно, потому, что "Аквариум" на тот момент был ответственен лишь перед самим собой, только один букет цветов (в марте!) был подарен Гребенщикову - то кем-то из знакомых. Остальные унесли с собой насмерть перепуганные девушки - либо передумали, либо просто побоялись подойти (еще бы - вдруг ка-а-ак врежет гитарой по голове!) Но - так и было надо. Казалось, что время - кончилось.
Только гитарой по голове - это еще не все...
Впрочем, по голове никто никого не бил. Своды гигантского амбар-сарая, озвученные двумя бас-гитарами (Титов и Березовой умышленно "поделили" не все песни), гремели известными электрическими номерами "Аквариума". Начало концерта, который открыла "Я - Змея", уже было многообещающим. Накопившаяся фантастическая энергия с невиданной силой рвалась наружу, несмотря на треск аппарата, проходимый лишь для гула низких частот, плохой звук, давший предлог осуждать концерт даже рокерским кругам - по-моему, в основном так ничего и не понявшим. "Аквариум" мог бы давать объяснения только сам себе; но он сам, как и люди, являвшиеся его частью, в объяснениях не нуждался. Кстати - никогда. 
"Она может двигать", "Капитан Африка", "Береги свой хой", "Минус тридцать" и многое другое - сбили с ног, не оставив пространства для возражений. Было, между тем, и "Дело мастера Бо", и более поздняя "Не трать время", под которую Александр Валентинович Титов плясал на сцене неизвестный танец. Было все, что должно было быть.
Борис Гребенщиков, Всеволод Гаккель, Андрей Романов, Михаил Васильев, Александр Титов, Александр Ляпин, Петр Трощенков, Андрей Решетин, Сергей Щураков, Сергей Березовой, и - Михаил "Майк" Науменко, давний соратник "Аквариума" и лидер "Зоопарка", не выступавшего на фестивале. Майк вышел на сцену ради одной своей песни - той, без которой не мог бы состояться концерт.
Хотелось кричать: "Господи, да при чем тут качество звука, если это - Науменко и Гребенщиков в 91-ом году хором поют со сцены "Пригородный блюз"! И - слезы на глазах.
Позже, спустя несколько месяцев после смерти Майка Науменко, я в стотысячный раз смотрела видеозапись этого концерта - волна, бившая от магнитофона, была отголоском прошедшего - и произвольно нажала на стоп-кадр где-то в финале "Пригородного": на экране замер Гребенщиков в ожидании знака - на коленях перед Майком, простершим руку в благословении над его головой.
И неизбежно было то, что лидер "Аквариума" разбил на сцене гитару, и, к ужасу нового поколения зрителей, понаслышке знающего настоящий рок-н-ролл, вдребезги расколотил большой барабан, каждый раз взмахивая им над головой. Соответствующие видеокадры - бесценны.
Ходьба по сцене на четвереньках вызвала гримасу у многих наблюдателей: мол, было.
Господи! Ведь в этот день речь могла идти как раз и только о том, что было.
Не бесконечное повторение, а самоцитата. Постмодернизм, если хотите. Золотящиеся огоньки в темноте зала, и - взрыв: "Черный ворон, я не твой!" Цитата, которая навсегда. Долги отданы.
"А теперь... теперь мы уходим туда, откуда пришли. Все!"
Была еще фраза - по цензурным соображениям я не могу ее напечатать, но она, брошенная напоследок, наиболее точно относилась на счет всех слов, которые сверх.
Рано или поздно, вместе или поодиночке, все вышли сквозь общий конец к вечному началу - в мифическую ленинградскую ночь, которая за время концерта насыпала пушистого белого снега, укрывшего и умиротворившего все.
А вслед все еще неслось - то ли гроза, то ли эхо прошедшей эпохи, сквозь шум, треск и грохот, вопреки молчанию и звуку, навстречу Времени и временам:
- Никто из нас не хотел другого конца. Никто из нас не хотел конца.

Леля Сагарева, 1992 год  

Цитата по поводу

Увеличить (Самара-2000)

 [ к другим архивным записям ]   [ читать последний выпуск ]


© Сергей Варюшкин, Почта varyushkin@mail.ru,ICQ ICQ 7837257

Пустые Места гр. АКВАРИУМ