Одним из самых известных мест, где представлены памятники стиля нагара индуистской архитектуры, является Кхаджурахо, в 109 милях от Джханси. Там находится около 20 храмов, сохранившихся от 85, построенных между 950 и 1050 гг. Они были обнаружены англичанами в 1840 г., но реставрационные работы начались лишь в самом начале 20 столетия.
Храмы были построены царями династии Чанделла, ранее известной как
Чандратея, то есть потомка Чандры, бога Луны. Династия достигла
своего расцвета при Дханге (950-1008) и продолжала править до 1202 г.
Набеги мусульман на Индию подорвали мощь династии, а в 1310 году её
владения были присоединены к Делийскому султанату.
Храмы Кхаджурахо, построенные в основном из песчаника, - великолепный сплав архитектуры и скульптуры. Они расположены на открытой территории, не имеют окружающих их стен и стоят на мощных платформах, по четырём углам которых в некоторых случаях возведены храмы гораздо меньших размеров. Для храмов характерно наличие высоких цоколей с богатой резьбой, которые подчёркивают их устремлённость вверх.
План-диаграмма наиболее значительных построек, таких, как храмы Кандарьямахадевы или Вишнаватха, имеет в основании крест с двумя перекладинами, ось которого вытянута с востока на запад. Ардхамандапа, входной зал, смотрящий на восток, украшен тораной и соединяется с промежуточной мандапой, через которую путь идёт в махамандапу, декорированное помещение с четырьмя центральными колоннами, поддерживающими куполообразный потолок. Пространство её нефа образовано двумя боковыми притворами с балконами. Далее следует антарала, зал, предшествующий гарбхагрихе (внутреннему святилищу), куда входят по "полумесячным ступеням" (чандрашила). Прадакшина, галерея, окружающая святилище с трёх сторон, также соединяется с боковыми притворами с балконами, образующими пространство второго нефа. Многочисленные статуи, в одиночку или группами, стоят в нишах внешних стен, отделенные одна от другой архитектурными элементами или украшениями. Изогнутые линии шикхары оживлены её миниатюрными копиями, ангашикхарами, или урушрингами, словно укутывающими её высокую башню. На верху шикхары расположена амалака, элемент в виде плоской круглой подушки с прорезями, напоминающей плод миробалана. Она увенчана навершием в форме кувшина для воды (калаша). Невероятное изобилие декора превращает храм в произведение скульптуры: праздничные процессии, группы аскетов и воинов, боги и их спутники, любовники, небесные девы - сурасундари (прекрасные) или аласанья (праздные) - мифические животные, такие как шардулы и вьялы (фантастические львы и тигры), переплетающиеся растения и геометрические узоры - одно следует за другим и сплетается в пульсирующий, наполненный жизнью узел. Территория, на которой расположены храмы Кхаджурахо, разделяется на две части, наиболее важной из которых является западная с храмами Варахи, Лакшманы, Кандарьямахадевы, Махадевы, Деви Джагадамби, Читрагупты, Парвати, Вишнаватха и храм 64 йогини. Самым великолепным является храм Кандарьямахадевы с его шикхарой высотой в 101 фут. Он был построен, вероятно, между 1017 и 1029 гг. и посвящён Шиве. Храм состоит из ардхамандапы, мандапы, антаралы, гарбхагрихи и прадакшин. Первоначально имелось еще четыре храма по краям платформы. Торана, стоящая перед входом в архамандапу, потолки мандапы, колонны, карнизы и рама двери ведущей в гарбагриху (где стоит лингам), украшены прекрасной резьбой. Вместе со своими 650 статуями этот храм считается вершиной творчества придворных мастеров Чанделлов. Развалины храмов Махадевы и Деви Джагадамби (1002-1017) стоят на той же платформе, что и Кандарьямахадевы. Храм Деви Джагадамби поначалу не был посвящён богине Кали, повелительницы мира, одной из форм супруги Шивы, как это имеет место сейчас. Судя по изображению над входом, он был посвящён Вишну. Недалеко от Деви Джагадамби находится храм Читрагупты, бога сонца Сурьи, чья фигура стоит перед ним с тех пор, как он был построен 1000 лет тому назад. Замечательны запечатлённые на нём военные, охотничьи, танцевальные и любовные сцены. Храм Вишнаватха был закончен в 1002 году и посвящён Шиве. Его план
повторяет план храма Кандарьямахадевы с двумя его нефами. Примечательным
элементом его декора являются три женские фигуры : небесная дева, играющая
на флейте, со спиной, обращённой к зрителю; другая - с ребёнком на руках;
и третья - с попугаем на запястье. Прямо напротив главного входа в храм
расположен павильон Нанди, в котором находится одно из самых прекрасных
скульптурных изображений быка, ездового животного Шивы. К юго-западу от
храма Виишнаватха стоит небольшой храм супруги Шивы
Парвати.
Постройка храма Лакшманы была начата царём Лакшманаварманом и закончена его сыном Джангой в 954 г. В храме находится образ Вишну-Вайкунтхи с тремя головами: одной в середине (человеческой) и двумя животных (льва и вепря), представляющими аватары Вишну. По углам платформы, на которой стоит храм, расположены еще четыре небольших храма. Стены храма богато украшены скульптурой и великолепной декоративной резьбой по камню. Около первого маленького храма Варахи стоит громадная статуя самого Варахи - вепря, в образе которого Вишну спас землю, погрузившуюся в воды Мирового океана. Храм Чаусатх йогини (64 йогини) уникален по форме и по материалу постройки. Он был сооружён из гранита в конце 11 в. Храм посвящён 64 йогиням, ьожественным женщинам-аскетам, обладательницам тайного звания, которые окружают Деви, одну из форм супруги Шивы. По периметру платформы стоят 64 лишённые декора строения, напоминающие кельи. На дальней стороне, против входа на платформу - храм побольше, святилище Богини.
В восточной и южной частях комплекса расположено ещё несколько храмов: Брахмы, Ваманы, Джавари, Дуладео и Чатарбхуджи. Последние два известны своими скульптурными композициями. К югу от Кхаджурахо находятся джайнские храмы. Джайны - приверженцы аскетической религии, основанной в 6 в. до н.э. Махавирой, получившим прозвище Джина (Победитель). Наиболее значительным из джайнских храмов является храм Паршванатха. Три его фриза богато декорированы, но эротическая скульптура, вследствие аскетической направленности джайнизма, почти отсутствует. Храм Гхантаи назван по присутствующему в его декоре изобразительному мотиву колокольчика на цепочке (гханта); известен храм и своими великолепно украшенными потолками. Еще один прекрасный образец архитектуры нагара расположен в 45 милях от Санчи в Удаяпуре. Это храм Удаешвары, известного также как Нилакантха (Синегорлый). Это имя Шивы связано с историей о том, как он обжёг своё горло, проглотив страшный яд. Храм был построен Удаядитьей из династии Парамара в 1059 г. Он состоит из мандапы с тремя входными лестницами, зала и внутреннего святилища. Гармоничная шикхара имеет семь этажей, и её изящная стрельчатая форма подчёркивается тремя вертикальными полосами, пересекающими горизонтальные линии фризов. На выступающей в сторону мандапы покрытой резьбой части шикхары, называемой шуканаса, выделяется замечательная фигура танцующего Шивы. Еще три шиваитских храма Мадхья-Прадеш имеют стилистическое сходство с храмами Кхаджурахо. Они были построены царями династии Чеди (895-1150) в Чандери, Сохагпури и Гурги. (c) Марилиа Альбанезе "ИНДИЯ - Атлас чудес света", стр.
30-35
|
© Сергей Варюшкин varyushkin@mail.ru ICQ 7837257 [ гостевая книга ]
|