Джама Масджид На страницу о Дели Дарга Низамутдина

 

Развалины развалинами, а место по-настоящему живое. Мы побывали тут два раза за время путешествия: второй раз - после возвращения из Непала - приехали специально, т.к. впечатления от первого посещения были соответствующими. Кроме нас оба раза на территории комплекса почти не было иностранных туристов, зато было много туристов-индусов, приехавших в Дели из других районов Индии, которые смотрели на нас как на экзотику, были очень приветливы и дружелюбны, но не назойливы - смущаясь, просили сфотографироваться с ними на память и сами с удовольствием позировали.

Башня Кутб Минар находится на территории самой древней (первой) индийской мечети под названием Кувват-ул-ислам ("мощь Ислама", начало XII века), которая в свою очередь была построена мусульманскими завоевателями Индии на месте, где до этого не одно столетие стояли множественные индуистские культовые сооружения и, в частности, храм бога Вишну. Мусульмане не стали, как это принято сейчас, разрушать всё до основания, а просто слегка всё порушили и доработали архитектурный ансамбль мечети на основе уже имеющихся построек. Поэтому суры из Корана, украшающие развалины, мирно соседствуют с хорошо сохранившимися стенами и колоннами, на которых можно видеть изображения людей, животных и прочие излишества, характерные для  Индуизма :) Такое вот смешение стилей и энергий.

Кроме самого Кутб Минара, место известно еще тем, что здесь находится небольшая железная колонна (высота - 7,2 м, вес - 6 тонн), отлитая по некоторым источникам в 895 году до н.э. Об этом возрасте свидетельствуют многие факты (не буду перечислять - их много), но до сих пор непонятно, как эта железка могла сохраниться до наших дней и даже хоть немножечко не заржаветь. Химический анализ показал, что колонна состоит практически на 100% из чистого железа, что невозможно было технически осуществить по крайней мере еще 1,5 тысячи лет после того, как колонна была отлита. Некоторые историки предполагают, что материалом для колонны послужил метеорит, упавший на Землю почти три тысячи лет назад. Как бы там ни было, считается, что обняв колонну (подойти спиной и обхватить руками), можно загадывать желание, которое всенепременно исполнится. Поверье это настолько сильно, что администрация развалин (видимо с целью сохранения исторического памятника) недавно обнесла железную колонну заборчиком и приставила охранника с карабином. Впрочем, при сильном Намерении вполне возможно уговорить "человека с ружьем" глядеть несколько минут в другую сторону, чтобы не заметить, как вы перелазите через упомянутый забор и заключаете столб в объятия. Лена Мурохина за 200 рупий ($4) осуществила указанный манёвр - может быть, у вас и выйдет дешевле, не знаю :)

Еще о ценах: вход на территорию комплекса Кутб Минар для иностранных граждан стоит $5, фотографировать и снимать на видео можно без ограничений. Первый раз мы прошли забесплатно, затерявшись в толпе из 6-8 человек.  Мы ж для индусов все на одно лицо, чем и воспользовались; плюс помог опыт вписывания на различные мероприятия, приобретенный упорными тренировками в пору студенческой безденежной юности. Второй раз по причине отсутствия толпы у меня было желание перелезть через забор, но я поленился. Хотя для очистки совести потом провёл исследование и ответственно заявляю: перелезть через забор можно запросто, если пройти вокруг оного по часовой стрелке метров 200.

Кутб Минар находится довольно далеко от улицы Мейн Базар - это практически другой конец Дели (на карте - в самом низу), мы добирались, по-моему, не меньше часа на моторикше ("туда" торговаться до 75-90 рупий за рикшу на 5-6 человек; "обратно" - 60-75 рупий). Как мы добирались до Кутб Минара в первый раз - это целая история, которая многому научила... Расскажу, пожалуй.

Второй день пребывания в Индии мы (группа из России и Украины) решили посвятить самостоятельному осмотру архитектурных достопримечательностей Дели. Вова Добрушкин из Израиля был призван как знаток национального спорта этой страны - торговли. Торговли не в смысле бизнеса, а в плане договариваться о цене с моторикшами. Но сторговаться в цене, сбив оную в два-три раза (а если вид у вас, простите, лоховатый - то и вовсе в 10 раз) - это еще полдела. Потому как не факт, что рикша довезет вас туда, куда надо. А если и довезёт, то всё равно постарается всячески наебать (простите ёще раз). Варианты следующие:
- вежливо разговорив вас, рикша спросит, куда вы собираетесь продолжить своё путешествие, после чего привезёт в туристическое агентство, где вы тут же попадёте в лапы целой толпы пройдох;
- рикша, согласившись на явно меньшую стоимость проезда, поставит условие заехать в "очень хороший" магазин "просто посмотреть" - надо ли говорить, что "просто посмотреть" в этом магазине туристу, незнакомому с индийским сервисом, вряд ли удастся?
- если вы договорились о цене из точки А до точки Б, то будьте готовы к тому, что в точке Б рикша потребует сумму раз в пять большую оговоренной, мотивируя тем, что: а) это цена на одного пассажира; б) стоимость бензина (посадки, высадки) в проезд не входит; в) вы должны доплатить за то время пока рикша ждал вас в том магазине, куда сам и завёз...
- и т.д. и т.п. Что с нами и произошло. К чести сказать, мы всё это выстояли и если и попались на некоторые хитрости жуликоватого рикши с чалмой на голове, то лишних денег никому не отдали, а опыт общения с такими личностями приобрели. Кстати, вечером я встретил этого не в меру разговорчивого и развесёлого рикшу-сикха в "интернет-кафе", где он радостно приветствовал меня как старого знакомого. Мораль: всегда гните свою линию и не дайте себя развести.

Высота башни—72,55 м, диаметр у основания - 14,4 м, диаметр у вершины — 2,44 м
Кутб Минар
Недостроенный памятник тщеславию - башня должна была быть в два раза выше Кутб Минара
Алаи Минар
А до этого тут был храм Вишну
Суры из Корана
Мечеть Кувват-ул-ислам
Развалины мечети

Каменный дворик

Наташа Сикорская
Мавзолей султана Шамсуддина Илтутмыша - самая древняя мусульманская гробница в Индии
Гробница Илтутмыша

В мавзолее

Памятник двух культур

Индийская семья

Варюшкины

Варюшкина

Вид из мавзолея Илтутмыша

Индуисткие колонны

Развалины

Еще развалины
Ворота Аллаха (18,3 м) и знаменитая железная колонна, исполняющая желания.
Ворота Алаи Дарваза
Я так хотела опираться о платан...
Венера

Колонный зал
Почти по Толкиену: большая и маленькая
Две башни

Развалины

Мощь Ислама

Развалины

Развалины

7-е чудо Хиндустана
Этими арками когда-то отделялся главный молельный зал от двора.
Каменные арки

Телепорт

Ап!

Декор Кутб Минара

Развалины

Этого в Коране не было

Лица стёрты, краски тусклы

Развалины

Развалины

Туристы

Гробница Имама Замина

Из "Путеводителя по Дели":

"Самая высокая башня в Индии, "седьмое чудо Хиндустана", когда-то возвышалась в центре города, носившего в XII-XIII вв. название Раи Питхора.
(Высота башни—72,55 м, диаметр у основания - 14,4 м, диаметр у вершины — 2,44 м).
Никто не знает наверняка, кем и когда было начато строительство этого величественного монумента. Его происхождение теряется в мифах и легендах. Считают, однако, что первый этаж башни, известный также под названием Виджай Стамбх (Колонна Победы), был построен раджпутским князем Притхвираджей Чауханом в 1191 г. якобы для того, чтобы его любимая и чрезвычайно набожная дочь Сурадж Мукхи могла перед принятием пищи, поднявшись на башню, получать вдохновение от созерцания священной реки Ямуны. В 1199 г. первый этаж был якобы переделан мусульманским правителем Кутбуддином Айбеком, после чего она получила новое название — Кутб-Минар.

Надстраивался Кутб-Минар постепенно. Потомки Кутбуддина Айбека достроили второй и третий этажи в 1210-1236 гг., а четвёртый и пятый были добавлены к ним при императоре Фирузшахе Туглаке в 1370 г. На самой башне имеется множество надписей, повествующих о её строительстве, реставрации и самых различных переделках. Когда-то Кутб-Минар был увенчан куполом, который свалился в результате землетрясения в 1803 г. Один европейский инженер пытался восстановить купол, но усилия не привели к успеху: купол так и остался лежать в саду недалеко от башни. В результате землетрясений и дождей башня несколько наклонилась, однако, как считают правоверные мусульмане, изречения из Корана, высеченные на внешней поверхности по-арабски, дали ей силу устоять перед стихией.

И сегодня, спустя восемь с лишним веков после её создания, пройдя 156 ступеней (всего их в башне 379), можно подняться наверх, правда, всего лишь до первого балкона. Жестокие каноны индуистской религии, требующие от вдов соблюдения обычая “сати” (самосожжение), а также их исключительно тяжёлое положение в индуистских семьях толкали многих женщин на самоубийство, и все этажи башни были закрыты для широкой публики, включая первый.

Многие учёные и архитекторы до сих пор спорят: относить ли Кутб-Минар к памятникам индуистской архитектуры или мусульманской? Свидетельства и той и другой точек зрения весьма противоречивы. Вход в башню обращён на север, в то время как входы на всех других этажах обращены на восток.
Башня стоит прямо в грунте, а не на платформе, как чаще всего строились мусульманские памятники, и колокольчики, вырезанные в камне на стенах первого этажа — также типичный декоративный элемент индуистской архитектуры. Возможно, изречения из Корана были высечены на стенах башни позже.

Создатели Кутб-Минара, безусловно, были не только талантливыми математиками — они обладали и редким художественным вкусом. Именно поэтому, несмотря на разницу в отделке этажей, башня до сих пор поражает воображение всех, кто приходит полюбоваться ею.

Мусульманские завоеватели Индии не везли в своих обозах архитекторов и мастеров. Их первые сооружения в этой стране возводились местными зодчими-индусами, поэтому не могли не нести на себе отпечатка и влияния индуистской архитектуры. Так была построена мечеть Кувват-ул-ислам (в переводе с арабского — “могущество ислама”) — первая мечеть на индийской земле. Там, где она сейчас стоит, когда-то возвышался храм бога Вишну, созданный в 1143 г. Притхвираджей Чауханом.

Известный военачальник мусульманского правителя Мухаммада Гури Кутбуддин Айбек, покорив в 1191 г. Дели, превратил храм бога Вишну в мечеть. История свидетельствует, что он выбросил из храма всех идолов, разровнял каменную резьбу стен и из строительного материала, полученного в результате уничтожения 27 индуистских и джайнистских храмов, построил мечеть (высота её арок до 16,5 м, а ширина стен — 7, 7 м). Стены и хорошо сохранившиеся каменные колонны с изображениями людей и животных подтверждают предположения учёных о происхождении мечети. Для чисто мусульманской архитектуры характерен лишь строгий геометрический и растительный орнамент.

Строительство самой древней в Северной Индии мечети Кувват-ул-ислам началось в 1192 г. и закончилось в 1198 г. Об этом свидетельствуют цифры, высеченные в камне на центральном входе, который располагается с восточной стороны. На нём также сделана надпись, в которой призывается милость Аллаха к создателю мечети Кутбуддину. Красивыми каменными арками когда-то отделялся главный молельный зал от двора. Центральная арка высотой в 16 м, возвышающаяся за железной колонной, и сегодня поражает изящной резьбой по мрамору и песчанику, геометрическими орнаментами и сурами из Корана. При Шамсуддине Илтутмыше (1229 г.) и Алауддине Хилджи (1310 г.) мечеть была значительно расширена.

Во дворе стоит известная на весь мир железная колонна, происхождение которой до сих пор не совсем ясно. Историки утверждают, что колонна была отлита в 895 г. до н.э. и что, согласно древней санскритской надписи на ней, ещё раджа Дхава, правивший в Дели в начале IX в. до н.э., приказал своим ремесленникам отлить этот железный столб (высота — 7,2 м, диаметр у основания - 41,7 см, у вершины — 30,5 см, вес — около 6 т). Мусульманские летописцы, в свою очередь, доказывали, что колонна была привезена завоевателями из магометанских стран, расположенных к северу от Индии.

Третья версия называет создателем колонны императора Чандрагупту II Викрамадитья, потому что в надписи на колонне имеется слово “Чандра”. Особо религиозные индусы даже пытаются доказать, что столб был отлит во времена “Махабхараты”, затем перенесён в древнейшую столицу Индии Магадху (Бихар) и в конце концов доставлен в Дели и установлен в вишнуистском храме раджпутским князем Анангпалом, ибо его имя также высечено на поверхности колонны. Такое разночтение объясняется тем, что точный и полностью надёжный перевод надписи, сделанной на колонне, получить пока не удалось. Но о высоком мастерстве древнеиндийских металлургов, возможно, владевших навыками порошковой металлургии, она свидетельствует несомненно. Несмотря на колебания температуры, высокую влажность и многие столетия, прошедшие с ее создания, колонна не подверглась окислению и не несет на себе даже следов ржавчины. Химический анализ металла показал, что чистое железо в колонне составляет 99,72%.

Когда в 1739 г. персидский император Надир Шах захотел увезти железный столб к себе на родину, ему не удалось вытащить колонну из грунта. Отчаявшись, Надир Шах приказал обстрелять её ядрами, которые оставили на поверхности лишь незначительные отметины.

Существует поверье, что, если кому-либо удается обхватить столб руками, стоя к нему спиной, — ему на всю жизнь обеспечено счастье. Поэтому металл на этом уровне основательно отполирован посетителями Кутб-Минара.

В 1311 г. Алауддин Хилджи пристроил к мечети Кувват-ул-ислам величественные ворота, называемые Алаи Дарваза, или Ворота Аллаха. Украшенная тонкой резьбой по мрамору арка ворот (высота 18,3 м) по форме напоминает изогнутую подкову. Алаи Дарваза считается одним из самых замечательных образцов индо-мусульманского архитектурного синтеза.

Немного ниже уровня ворот из песчаника и белого мрамора выстроена небольшая, квадратная в проекции гробница Имама Замина, главного духовного лица мечети Кувват-ул-ислам. Имам Замин приехал в Индию из Туркестана во времена Сикандера Лоди и был весьма почитаемым лицом среди индийских мусульман.

С противоположной стороны мечети Кувват-ул-ислам, напротив Алаи Дарваза, высится любопытное сооружение, напоминающее по форме основание Кутб-Минара. Это — Алаи-Минар. Алауддин Хилджи, будучи человеком чрезвычайно тщеславным, решил превзойти своих предшественников и выстроить башню, которая была бы более чем вдвое выше Кутб-Минара (183 м). Строительство Алаи-Минара началось в 1311 г., но стены были подняты лишь на 15 м. Со смертью Алауддина в 1315 г. работы прекратились, и башня осталась недостроенной. Вход в неё расположен с восточной стороны. Наличие платформы под минаретом также полностью отвечает требованиям мусульманской архитектуры.

Как памятник архитектуры представляет интерес и гробница султана Шамсуддина Илтутмыша. Мавзолей был построен в 1235 г. дочерью султана Разией Бегам, которая сама правила в Дели в 1236—1240 гг. Усыпальница считается одной из самых древних мусульманских гробниц Индии. До сих пор хорошо сохранилась резьба по мрамору, строгие орнаменты и изречения из Корана. Над беломраморным надгробием когда-то возвышался купол внушительных размеров.

Построенный в 1317 г., мавзолей Алауддина Хилджи возвышается непосредственно напротив гробницы Илтутмыша. Когда-то рядом с мавзолеем находилась мусульманская школа (медресе) и небольшая мечеть.

© Сергей Варюшкин  varyushkin@mail.ru  ICQ#7837257 ICQ 7837257  [ гостевая книга ]

 

Рейтинг@Mail.ru