"Не думайте, что я сужу
поверхностно. Я размышлял над этим восемнадцать с лишним минут." |
Г.К.ЧЕСТЕРТОН |
Однажды в 1987 году, сидя в мастерской Флоренского, я прочувствовал и нарисовал окончательную систему мироздания в том виде, как она представлена здесь.
Ось абсцисс - ось кажущегося самочувствия, от ЖИРОВИКА НАСТОЯЩЕГО, левее которого жировать уж некуда, до ИКАРУШКИ НАСТОЯЩЕГО, правее которого человек сразу помрет от горя.
Ось ординат сложнее. Внизу ДЭВИД БАУИ НАСТОЯЩИЙ не реальный певец Дэвид Боуи, а мифический митьковский Дэвид Бауи: интеллектуал, позитивист-концептуал, космополит с ориентацией на Запад, короче, умник в самом уничижительном смысле этого слова).
Наверху - ГЛУПОВЕЦ НАСТОЯЩИЙ (не от слова "глупый", а по обозначению среднестатистического жителя города Глупова из известной истории Салтыкова-Щедрина).
Все существовавшее, существующее и вымышленное человечество помещается в круге между этими четырьмя пунктами; точка, в которую мы помещаем конкретного человека, определяется соотношением в нем четырех названных качеств.
Для пущей наглядности я поместил на периметр круга еще четыре персонажа. Как мы видим, Антон-горемыка, например, не может быть полным Икарушкой, так как глуповская составляющая убавляет его горе так же, как икарушкина составляющая не дает ему достичь уровня стопроцентного глуповца).
Лица, расположенные на периметре круга, очень несчастны (недаром все они вымышленны - настолько ограниченных людей в реальной жизни найти трудно).
Это может показаться натяжкой - ну ладно Икарушка от горя света белого не видит, но худо ли жировику?
Икарущка несчастен не потому, что у него реальное горе случилось, а такое у него самосознание: Данте в один из кругов ада поместил людей, единственная вина которых при жизни - беспредметная скорбь от этого прекрасного и яростного мира.
Но жировику-то, на мой взгляд, хуже. Жизнь его кажется веселой и беспечной, как комедия - комедия пожирания всего, до чего можешь дотянуться. Но весь мир не сожрет ни одна черная дыра, вот что для нее печально. Поясню это цитатой из настоящего митька Эриха Фромма: "Желание межличностного слияния - наиболее мощное стремление в человеке... Неудача в его достижении ведет к безумию или уничтожению - уничтожению себя и других. Без любви человечество не могло бы просуществовать и дня... Любовь - это активность, а не пассивный эффект, это помощь... Любить - значит, прежде всего давать, а не брать. В сфере материальных вещей давать означает быть богатым. Не тот богат, кто имеет много, а тот, кто много отдает. Жировик, который беспокойно тревожится, как бы чего не лишиться, в психологическом смысле - нищий, бедный человек, несмотря на то, что он много имеет".
Такое же несчастье мы видим на полюсах оси ординат. Про умника (Дэвида Бауи) лучше меня скажет Честертон "Он - истинное и жесточайшее проклятье для своих и для чужих... Он недостаточно тонок и сложен, чтобы любить людей.. Его заботит одно: как бы порезче отчитать их. Он знает: что бы эти необразованные ни говорили, они не правы".
Глуповцев обличать не хочу - в этом был бы некий особый цинизм - ведь "История одного города" писана про нас с вами, и без того затюканных.
А в центре круга и находится идеал, равноудаленный от несчастья краев. По оси абсцисс это тот человек. про которого в третий раз помянутый настоящий митек Честертон сказал: "...определить здоровую душу нетрудно: у такого человека трагедия в сердце и комедия на уме". И по оси ординат этот центр отвечает полузабытому нами завету: "Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби".
Теперь любой читатель может достичь идеала с помощью нехитрой геометрической операции: нужно найти свое место на схеме; допустим, оно расположено в точке Х (рис.2). Далее следует определить свои координаты по осям абсцисс и ординат. Теперь мы можем констатировать, каких качеств недостает данному читателю до идеала: мировой скорби трудно достучаться до его сердца, не хватает ему икарушкиной составляющей. А также маловато в данном читателе эдакой простоты голубя.
Примечание. Схема, конечно, предельно упрощена. Точнее будет не круг, а шар (рис.З), где вертикальная ось - ось "этики". Но измерений даже не три, а больше.
Д.ШИНКАРЕВ