Исторические и туристические подробности о Бодхгайе читайте ниже. Субъективные же эмоции от посещения этого места можно выразить одним словом - вставляет. И даже если вы равнодушный к религии циник, гарантирую - всё равно понравится :)

На месте, где до сих пор растёт почти тоже самое :) дерево Бо ("фикус религиозный"), медитировал и получил-таки просветление человек с именем Сиддхарта Гаутама AKA Будда Шакьямуни. До этого исторический Будда пытался добиться просветления, всячески умерщвляя плоть и сидя на жёсткой диете в виде нескольких рисовых зёрен в день, но потом понял, что самоистязание и отречение от мирских благ - не есть путь к духовному знанию. Нет, Будда не пустился после этого во все тяжкие, как можно было бы подумать, а просто нашёл более комфортное место для медитации - под раскидистой кроной упомянутого дерева. Тут его и настигло просветление! Ну и так далее... История эта многократно описана в различных источниках, не буду повторяться.

Понятно, что Бодхгайя стала одним из главных мест паломничества для буддистов всевозможных конфессий и школ, которые понастроили в округе свои храмы и монастыри. Особенно примечателен японский храм, возле которого воздвигнута гигантская статуя Будды.

Мы вписались в тибетский монастырь практически напротив храма Махабодхи (или "тысячи будд"), построенного рядом с деревом Бо еще во II веке. Монахи пустили к себе пожить за 100 рупий (~$2) в сутки за двухместный номер. 

Много фотографий из Бодхгайи пропали, по причине крушения винчестера у лэптопа, на котором они временно хранились. В частности, остался незапечатлённым ужин, который приготовил для нас Гупта, водитель автобуса. Гупта очень растрогался и обрадовался, когда мы пришли вечером к нашему автобусу и по достоинству оценили индийскую кухню в его исполнении :) 

Кстати, за фото- и видеосъёмку на территории храма Махабодхи требуют денег, но если вам не хочется платить, то не платите. Как и везде в подобных заведениях в Индии, ходить можно только босиком, что немного ограничивало свободу передвижений по причине раскалённости мощёных камнем дорожек вокруг храма. Апрель - один из самых жарких месяцев в Северной Индии... Мы пришли сюда еще раз вечером, когда не так жарко, а при свете луны и многочисленных ритуальных свечей храм и дерево выглядят совсем не так, как днём. Я лично, как натура впечатлительная, очень проникся :) Почему-то не не посмел сорвать веточку со священного дерева, чтобы укоренить и вырастить потом дома ещё одно дерево Бо. Хотя мысль такая была :) Но что-то остановило меня. Ограничился подбором уже опавших листьев в качестве сувенира.

Пруд, в котором Будда совершал водные процедуры, теперь мало подходит для подобных целей. Нет, вода в водоёме достаточно чистая, но он просто перенаселён сомами, которые буквально с рук (я был укушен за палец) едят печенье, высовывая усатые морды и даже выпрыгивая из воды.


Динь...

...динь-динь!



Чанка Рамана

Дерево Бо

Фикус
религиозный


Венера

Варюшкин


На большой картинке храм Махабодхи в полный рост
Храм Махабодхи

Декор храма


Церемония

Вечером

Венера и Лена

Священный пруд

Тесно

Японский Будда

У ног Будды

Статуи лам

Снизу вверх

Японский храм, двор

Стены храма

Алтарь

Фас

Внутри

Тайский храм

Медитирует

На балконе гёстхауса

Из книги "Окно в мир: Индия", стр. 224
Из-во "Эком-Пресс", Москва, 1997 г.

Просветление пришло к Будде в Бодхгайе, расположенной в 12 км к югу от Гайи, вдоль реки Пхалгу. Впервые Будда занимался медитацией  в соседнем Дунгесвари, съедая в течение двух лет по одному рисовому зерну в день (а потом четыре года вообще ничего не ел). Осознав, что умерщвление плоти не может привести к просветлению, Будда перебрался в пещеру, где некие голоса сообщили ему о том, что это неподходящее место. Тогда он нашёл смоковницу, сел под ней и предался медитации, дав обет, что не встанет, пока к нему не придёт просветление. 

Рядом с древом познания царь Ашока воздвиг алтарь. Но во II в. на месте алтаря был построен храм Махабодхи с остроконечной верхушкой высотой 54 м. В XI в. храм перестроили, а в XII в. восстановили. В XIX в. храм перешёл к индусам, так как они считают Будду воплощением бога Вишну, и сейчас храмом управляет совместная община буддистов и индусов. Внутри храма находятся позолоченная статуя Будды, его правая рука касается земли, принимая от неё просветление.

У западной стены монастыря растёт древо познания или, скорее, его последний отпрыск. Считается, что оригинальное древо познания было уничтожено царём Ашокой до его перехода в буддизм. Вновь посаженное дерево срубила ревнивая жена Ашоки, следующее уничтожил Шасанка - индусский царь Бенгалии. Дерево, непосредственно предшествовавшее нынешнему, зачахло в XIX в. Под деревом находится Ваджрасана, или Алмазный трон, - каменная плита, отмечающая то место, где сидел Будда в момент, когда на него снизошло просветление. С трёх сторон храм окружает ограда, выстроенная на месте первоначальной, воздвигнутой Ашокой (фрагмент последней находится в соседнем музее).

Вдоль северной стороны храма Махабодхи тянется Чанка Рамана - каменная дорожка, выложенная в I в. до н.э. и отмечающее место, где Будда гулял, предаваясь медитации. Вырезанные на камнях лотосы обозначают те места, где из его ступней прорастали лотосы. К югу от храма посреди большого пруда с лотосами стоит статуя Будды, охраняемого коброй. 

Буддистские общины со всей Азии построили в Бодхгайе свои монастыри. В археологическом музее выставлены скульптуры, некоторые из них были изуродованы во время нашествия мусульман в XII в.

 

Источник: http://the-path.org

Покинув Сарнатх, место первой проповеди Будды, мы отправляемся в Бодхгаю, одно из пяти мест, связанных с его именем. Именно в этом месте, человек получивший при рождении имя Сиддхарта Гаутама, обрёл просветление и стал Буддой Шакьямуни или просто Буддой. Санскритский корень «боддхи», от которого происходит имя Будда, обозначает «пробуждённый». В лексиконе учений буддизма есть много слов, происходящих от этого корня. Дерево баньян, под которым Будда обрёл пробуждённое состояние всеведения называют деревом бо. Несложно заметить, что и название городка Бодхгая происходит от этого корня и значит «место пробуждения возле Гайи». Город Гая уже существовал в VI веке до н.э., когда случилось это знаменательное событие, послужившее началом зарождения одной из мировых религий.

Осмотр Бодхгаи начинается с дерева Бо, под которым медитировал Будда. Известно, что на этом самом месте стоит уже другой баньян, якобы прямой отпрыск оригинального дерева Бо, которое, согласно легенде, засохло. После того как, благодаря усилиям царя Ашоки, буддизм распространился на Шри Ланку, дочь царя, Сангхамитта, правительница острова, распорядилась привезти один из отростков знаменитого баньяна и посадить его при дворе, видимо, надеясь, подобно Будде обрести просветление, сидя под деревом. По утверждению жителей Шри Ланки, это дерево по сей день произрастает у них, а после смерти настоящего дерева в Бодхгае, на сей раз отпрыск дерева из Шри Ланки был возвращён на «родину». Вокруг истории дерева Бо ходит множество споров и легенд. Однако то, что достоверно известно, так это то, что отпрыски дерева баньян (разновидность фикуса), прекрасно приживаются. Вся эта история к счастью не смущает многочисленных паломников, непрерывно приходящих к священному месту просветления. Буддистские общины разных стран часто проводят здесь церемонии.

Рядом с деревом Бо находится другая достопримечательность Бодхгаи – храм Махабодхи. Пятидесятиметровый пирамидальный шпиль храма виден со всех концов города и является самым внушительным сооружением Бодхгайи. Храм Великого Просветления был воздвигнут на том самом месте, где царь Ашока в III веке до нашей эры построил первый храм. Считается, что нынешнее здание храма было воздвигнуто в VII веке нашей эры, и восстанавливалось дважды – первый раз в XI веке, а второй раз – в XIX. Под сводами храма находится большая позолоченная статуя Будды. Храм окружён многочисленными каменными ступами, в разные времена построенные пилигримами в качестве подношения.

Большинство стран, в которых развито то или иное направление буддизма имеют в Бодхгае свои храмы и монастыри, обычно построенные в характерном для их страны стиле. Например, тайский храм выглядит как разноцветные ваты, широко распространённые в Таиланде. Тибетские храмы и монастыри Бодхгаи представлены здесь традициями Гелугпа, Карма Кагью и Сакья, и в каждом из них можно увидеть характерные молитвенные колёса. Также в Бодхгае можно увидеть китайский, японский, бирманский, вьетнамский, бутанский, корейский, лаосский и непальский храмы. Бодхгая предоставляет уникальную возможность посетителям ознакомиться с различными направлениями и школами буддизма. Здесь очень наглядно ощущается их разнообразие, общие черты и различия. Бодхгая представляет собой крупный центр по изучению буддизма. Здесь сосредоточено множество курсов медитации и различных обществ, проводящих ретриты и семинары. Это место часто посещается сильнейшими мастерами различных традиций буддизма. Огромное количество западных учеников притягивается в Бодхгаю этим сосредоточением знания. Многие из них приезжают, чтобы принять участие в семинарах, другие – чтобы совершить паломничество вместе с массой остальных пилигримов, а третьи – чтобы, просто окунуться в безмятежную атмосферу самого святого для буддистов места.

© Сергей Варюшкин  varyushkin@mail.ru  ICQ#7837257 ICQ 7837257  [ гостевая книга ]

 

Рейтинг@Mail.ru