Мы посетили Наланду по пути из Варанаси в Бодхгайю. За вход на
территорию развалин древнего университета по изучению премудростей
буддизма, где преподавал сам Будда Шакьямуни, индусы хотят каких-то денег.
Что-то около 150 рупий ($3), точно не помню. Если вы проповедуете идею
"зачем платить, когда можно не платить?", то можно перелезть через забор,
отойдя немного от центрального входа, возле которого стоят
охранники-индусы в форме. Что я и сделал. Идти, кстати, надо почасовой
стрелке. За пользование видеокамерой тоже хотят денег, фотографировать
разрешают забесплатно.
Развалины Наланды |
Могилы студентов |
Скульптуры |
Стены храма |
Вид на главный храм |
Декор |
Чатья |
Ступа Сарипутра |
Колонна |
Ступа Сарипутра |
На троне |
Развалины |
Среди развалин |
Будда |
Вид сверху |
Ступа |
Из книги "Окно в мир:
Индия", стр. 222 Из-во "Эком-Пресс", Москва, 1997 г.
В
90 км к югу от Патны находится Наланда - "место, дарующее лотос" (nalam),
или духовное познание. Здесь расположен Шри Махавихара Арья Бхикшу
Сангхасья - монастырь-университет, процветавший с V в. до 1199 г.
(основан в V в. до н.э. - прим. CB), когда он был разграблен
афганским захватчиком Бахтияром Хильдши. В период расцвета своей
деятельности университет имел огромную библиотеку, в нём преподавали 2
тыс. учителей, обучалось более 10 тыс. студентов, в том числе из таких
далёких от Бихара районов мира, как Япония, Суматра, Ява и Корея. Легенда
гласит, что в библиотеке университета хранились 9 млн. томов, и после
разграбления Наланды они горели в течение шести месяцев. Здесь читали свои
проповеди основатель джайнизма Махавира и Будда. Наланда развивался как
центр буддийского учения.
В
результате раскопок тут было обнаружено 6 храмов (чатья) и 11 монастырей
(вихар); все они были построены из красного кирпича. Монастыри стояли на
восточной стороне. Главным из них были вихара №1, основанный в IX в. царём
Балапутрадэвой, а также вихары №4 и 5, построенные царём Кумаргуптой в I
в. н.э. и дополненные позднее царями Харшаварданом и Девпалой. В вихарах
можно увидеть остатки студенческих келий, лекционных залов, ванных комнат,
кухонь, библиотек, складов и колодцев. На западной стороне стояли храмы.
Наиболее величественный из них - ступа Сарипутра (построен Ашокой в честь
первого ученика Будды, Ананды, который родился и умер в Наланде). Это
трехъярусное здание, частично покрытое изображениями Будды,
проповедовавшего своё учение в Бодхгайе, Наланде, Раджгире, Сарнатхе и
вайшали. Храм окружён ступами, воздвигнутыми в память о студентах, умерших
в период обучения (учёба могла продолжаться всю жизнь). Лестница ведёт на
платформу на вершине ступы, где когда-то стояла статуя Будды. Рядом
находятся разрушенные чатьи с остатками скульптур.
Северо-восточнее ведутся раскопки на новой площадке Сараи-Маунд.
Здесь обнаружены полустёртые фрески. К востоку от руин (через дорогу -
прим. CB) находится музей. где собрана буддийская и индусская
скульптура. К северу от Наланды можно увидеть памятник в форме китайского
храма: он построен в память о Сюянь Цзане, китайском путешественнике,
обучавшемся в Наланде в VII веке.
Дорога, ведущая из Наланды в Раджгир (12 км - прим. CB), проходит
мимо небольшого китайского храма, мимо Исследовательского центра буддизма
и литературы на языке пали Нава Наланда Махавира, основанного
правительством штата Бихар, и мимо небольшого современного тайского храма
Ват-Тхаи-Наланда. |