В Раджгире было жарко. То есть не просто жарко, а жаааааааааааарко. И тут неожиданно выяснилось, что наш автобус оборудован кондиционером. После палящего солнца в зените и +45 градусов в тени - которой, к слову, было не сыскать - это было искушением. В том плане, что за холод надо было доплачивать из расчёта $5 с человека в день. "Маркетинговое" включение кондиционера и образовавшаяся живительная прохлада в салоне автобуса результата не дали: большинство "путейцев" проголосовало терпеть жару. Пруд Каранда Танк, где Будда совершал водные процедуры, оказался довольно-таки запущенным, с мутной водой и замусоренными берегами. На входе стоял какой-то дядька, который при появлении толпы белых лэди и мистеров что-то такое испуганно залопотал, требуя денег. Илье, шедшему этаким ледоколом во главе нашей сплочённой колонны, требования эти показались неубедительными: на фоне тщедушного индуса Илья выглядел этаким Голиафом из известной легенды. В общем, пройдя внаглую мимо билетёра-вахтёра, мы быстренько совершили кору вокруг священного водоёма, сфотографировали всё, что хотели, и... оказались перед закрытыми воротами. Этот индус, обидевшись, решил нас не выпускать - пришлось выбираться на волю через забор с колючей проволокой на радость невесть откуда взявшейся толпе аборигенов. На холм Гридхракута, являющейся главной святыней и достопримечательностью Раджгира - здесь Будда дал большинство своих учений - поднимались в сопровождении уже отмеченной выше жары и какого-то военного индуса. Мол, без сопровождающего нельзя. За пользование канатной дорогой, ведущей на холм Ратна Гири, где Будда также читал лекции своим ученикам и где теперь построена белая японская шанти-ступа, пришлось заплатить по 50 рупий (1$). Устройство канатной дороги и крепление кабинок к канатам вызвало у меня некоторые сомнения в безопасности их использования, но деваться было некуда - уплачено! :) Наверху холма кроме самой ступы есть небольшой храм, где монахи, не останавливаясь ни на минуту, совершают всякие обрядовые штуки: бьют в большой барабан, дудят в трубы и жгут благовония. И так день за днём, год за годом. Еще на холме растут странные деревья с плодами в виде засушенных гороховых стручков, только чёрно-коричневых, плоских и размером с кривую турецкую саблю. Этакие саблезубые деревья. В общем, будем считать, что панорама, открывающаяся с вершины холма, аттракцион с канатной дорогой и чувство выполненного долга от посещения святых мест стоили уплаченных за них пятидесяти рупий :)
Из книги
"Окно в мир: Индия", стр. 222-224 Раджгир, или Раджагриха, "царский дворец" (12 км к югу от Наланды), был столицей империи Магадха в VI в. до н.э. Это священное место как для джайнов, так и для буддистов. Махавира (основатель джайнизма - прим. CB) проповедовал здесь в течение 14 сезонов дождей, тут родился двадцатый тиртханкара (создатель пути) джайнов Муни Суврата, здесь умерли все первые ученики Махавиры. Будда также провёл 5 сезонов дождей в Раджгире. Во время своего первого посещения Раджгира он произвёл такое сильное впечатление на царя Бимбисара, что, когда Будда из Бодхгайи просветлённый и в сопровождении тысячи учеников, царь построил в бамбуковом парке монастырь для нового монашеского ордена. Спустя шесть месяцев после смерти Будды в Раджгире был проведён первый буддистский собор. Современный Раджгир - небольшой городок, расположенный к северу от древней территории города, которая охватывает семь пустынных, окружающих долину холмов. Когда-то город окружала пятидесятикилометровая стена со сторожевыми башнями, сложенная из каменных блоков. Её остатки можно увидеть у северных и южных ворот. Следуя мимо руин форта Аджаташатру, дорога подходит к небольшой площади. Справа раскинулся бамбуковый парк Венувана, где жили Будда и его ученики. Небольшой холм, где находятся сейчас мусульманские могилы, отмечает место, где стояли ступа и вихара (храм), построенные царём Аджаташатру. В парке есть небольшой зоосад, тайский храм и бассейн Каранда Танк, в котором совершал омовения Будда. Большой японский храм Ниппондзан Мюходзи и гостиница "Centaur Hokke Club" обслуживают нужды японских паломников. Бирманские буддисты построили свой храм к востоку от форта. К югу от парка Венувана, у подножия холма Вайбхара, стоят джайнские и индусские храмы, построенные вокруг 22 горячих источников. Здесь имеются общественные бассейны. Дальше за пещерой Пиппла и монастырём Джарасандха-ки-Байтхак, находится пещера Саптапарни, в которой проходил первый буддистский собор. Далее к югу стоит Маньяр Матх - каменное здание, бывший храм змея-полубога Манинанги, о котором упоминает "Махабхарата". поворачивая налево, дорога проходит мимо Дживакамхаваны - рощи манговых деревьев, подаренной Будде Дживакой, врачём царя Бимбисара. Затем дорога подходит к Маддакуччи, откуда можно прогуляться пешком на холм Гридхракута, который считается самым священным местом в Раджгире, поскольку именно здесь Буддда прочёл бОльшую часть своих проповедей. Из Маддакуччи канатная дорога ведёт на вершину холма Ратна Гири, где японские буддисты построили ступу Вишва Шанти (покой мира). Четыре золотые статуи, по одной на каждой стороне ступы, напоминают о рождении Будды, его просветлении, учении и смерти.
Источник: http://the-path.org Раджгир находится всего в паре часов езды от Бодхгайи и является ещё одним важным местом, связанным с буддизмом. Именно здесь Будда совершил Второй и Третий Повороты Колеса Дхармы, дав действительно поворотное учение о Праджняпарамите. Говорят, Будда провёл в Раджгире около двенадцати лет. На вершине холма Ратнагири, где Будда давал учения, сегодня воздвигнута японская Шанти-ступа, куда можно подняться по канатной дороге. Подобные ступы построены в различных местах Индии, а также и в других странах. В нишах ступы, расположенных согласно четырём сторонам света, установлены золотые статуи Будды, каждая из которых символизирует важные моменты его жизни. Рядом со ступой построен японский буддистский храм, служба в котором не прекращается ни на минуту. Неподалёку начинается узкая тропа, ведущая к маленькой площадке, расположенной над обрывом. Табличка, установленная здесь оповещает посетителей о том, что именно здесь, на Орлиной скале было дано учение о Праджняпарамите. Древний город, до V в. до н.э. бывший столицей империи Магадхов и упоминавшийся в писаниях Махабхараты, является также важным местом для представителей джайнистской религии, о чём свидетельствуют многочисленные характерные джайнистские храмы, воздвигнутые на вершинах холмов. Места, в которых расположен Раджгир, холмистые и весьма живописные. Горячие источники сделали город привлекательным для местных туристов. В городе часто проводятся всевозможные фестивали. Большинство туристов, посещающих Раджгир, не останавливаются здесь на ночь, а заезжают сюда по дороге в Бодхгаю. |
© Сергей Варюшкин varyushkin@mail.ru ICQ 7837257 [ гостевая книга ]
|