Перед тем, как попасть в Варанаси, наш автобус сделал короткую остановку в Аллахабаде - городе с мусульманским названием и глубокими индуистскими корнями. Это место слияния трёх священных для индусов рек: одной мифической, а потому невидимой :), и двух вполне реальных - Ганги и Ямуны. Именно в этом месте Джорж Харрисон завещал развеять свой прах после смерти. Варанаси - наверное, единственный город в мире, который ежегодно привлекает миллионы индусов-паломников и тысячи иностранцев-туристов и не имеет при этом никаких архитектурных и исторических достопримечательностей. И даже природных красот в Варанаси нет - обычный грязный и бардачный индийский город с лабиринтами узких, извилистых улиц. Индусы приезжают сюда с целью паломничества к священной для них реке Ганге и (или) принять участие в обряде бенарес - ритуале сожжения и погребения умерших родственников. Считается очень благоприятным умереть именно в Варанаси: тогда, типа, можно не опасаться, что в следующей инкарнации окажешься в аду или в теле какого-нибудь животного. А омовения бренных тел, совершаемые в водах Ганги, очищает души от накопленных грехов. Поэтому огромные толпы верующих индуистов, купающиеся в реке и совершающие различные ритуалы (как радостные, так и связанные с похоронами), являются главной достопримечательностью "вечного города" для западных туристов. В Варанаси сбылась мечта идиота: я совершил "ритуальное омовение" в Ганге в виде непродолжительного заплыва, не смотря на явное неудовольствие и даже протест соратников по путешествию и бурную радость собравшейся толпы аборигенов. Кстати, означенные соратники и даже некоторые несознательные жёны ранее подначивали меня с этой идеей - мол, слабо окунуться в реку, где плещутся тысячи как живых, так и мёртвых индусов. А многие из живых купальщиков имеют такие язвы и прочие болячки на теле, что нахождение в мутной и замусоренной воде священной Ганги может неблагоприятно отразиться на здоровье неподготовленного иностранца... В общем, фигня - пронесло. Варанаси славится еще и так называемым "народным промыслом": производство знаменитого индийского шёлка тут поставлено на поток, а национальные музыкальные инструменты (ситар, таблы и т.п.) made in Varanasi - это как бы гарантия качества и аутентичности. Огромное число лавок, торгующих разноцветными шелками, что действует гипнотически на женщин - имейте это в виду и держите свою спутницу под постоянным контролем :) В общем, если в плане индийских сувениров вы надумаете купить сари или ситар, то лучше и дешевле это сделать именно в Варанаси. Нам довелось поприсутствовать на импровизированном концерте в одной из мастерских, где местный "рави шанкар" со товарищи играли в течение часа для нас двоих на ситарах и таблах, пытаясь поначалу впарить нам эти самые ситары, а потом, поняв, что мы всё равно ничего не купим, разошлись так, что играли просто для собственного удовольствия. Вечером семья ремесленников-музыкантов пригласила нас и всех желающих уже на свой плановый концерт. Мы с Венерой почему-то не поехали, а ребята, бывшие на этом концерте, утверждают, что было очень круто :) Вообще, пока мы в течение нескольких дней находились в Варанаси, там был сплошной праздник: началось всё на набережной мистическим представлением-ритуалом чествования Ганги с огнями и прочей пиротехникой, на котором присутствовали какие-то местные власть предержащие личности (очень солидные дядьки-индусы и степенные леди), и продолжилось обычными индийскими плясками и шествиями по улицам. У меня сложилось впечатление, что праздник тут длится всегда и является образом жизни местного населения. Невозможно было оставаться безучастным, глядя на радостные и какие-то светлые, что ли, лица веселящихся индусов. И ведь пофиг им, что кругом помойка! Пофиг, что нищета! Их, похоже, совершенно не грузят материальные проблемы этой жизни... Странные люди :) И воистину, Варанаси - лучший город на Земле :) Из Варанаси мы сделали две вылазки: в Сарнатх и Кушинагар. В Сарнатхе Будда прочитал свою первую проповедь ("дал первых поворот колеса Дхармы") после обретения просветления, а в Кушинагаре - окончил свой земной путь, т.е. умер или, как считают буддисты, достиг паранирваны. Дорога в Кушинагар (туда-обратно) заняла около 12 часов - удовольствие сомнительное, а в самом Кушинагаре мы провели около часа. Небуддистам делать там особо нечего. Из достопримечательностей: ступа Ашоки, больше похожая на холм, и статуя лежащего (умирающего) Будды. Рядом с местом смерти Будды Шакьямуни, как водится, построены буддистские монастыри и храмы, представляющие многие страны и ответвления буддизма, а неподалёку разбит парк, в котором во время нашего визита почему-то было много школьников. Индийские школьники всякий раз удивляли нас своей опрятностью: белые блузки и гольфы у девочек, белые брюки и рубашки у мальчиков, белые кеды. Как они умудряются не испачкаться в течение учебного дня - загадка! Гостиницу в Варанаси мы опять выбирали, исходя из возможности парковки автобуса, и поселились довольно далеко от гатов и тусовочных мест, куда всякий раз добирались на авторикшах. Кстати, рикши в Варанаси какие-то по-особенному лихие и все, как на подбор, шумахеры. Жили мы в этот раз в двухместном номере за 200 рупий ($4) втроём - третьим был мой теперь уже хороший друг Андрей Карташов из Ярославля. Андрей оказался большим любителем перекладывать вещи в своих многочисленных рюкзаках и сумках. То есть сначала всё распотрошить, а потом снова упаковать. Заниматься этим делом Андрей мог часами, не обращая внимания на время суток и моё ворчание :)) В Варанаси, устав от окружающей действительности, нашу группу покинул Лёня Зайченко. Купил билет на самолёт и улетел в Дели, а оттуда - к себе на Украину. Не вынес, так сказать, невзгод и лишений. Желание "вырваться из этого дурдома" у Лёни было настолько велико, что он даже уступил довольно спорным требованиям "лидеров группы" и полностью оплатил своё несостоявшееся путешествие в Тибет. Отдал порядка 1200 долларов неизвестно за что и был таков. Из
журнала "Вокруг света" (отрывок) Город Варанаси занимает особое место в жизни каждого индуиста. Родиться здесь мечтает любой, но и умереть здесь же — не меньшее счастье. И пусть не всем это понятно, индийцы твердо убеждены, что набережные этого Вечного города способны подарить бессмертие. Пройдя через многовековую толщу времени, древнейший индийский город Варанаси, не перестававший расти и развиваться, остался неизменным. Именно поэтому индусы называют его Вечным городом. Как и многие столетия назад, Ганг омывает его своими священными водами, а Дух, поселившийся на его берегах, продолжает жить здесь и поныне. Свое начало Ганг берет в Гималаях, на высоте 4100 м, откуда по гранитным скалам бурным потоком устремляется вниз. Около города Хардвара он разливается по равнине и устремляет свои воды к Бенгальскому заливу. Согласно индуистской мифологии, священный Ганг имеет божественное происхождение. Отцом его был властитель гор — Химават, а матерью — Небесная дева Менака. Некогда Ганг омывал брега рая. Но однажды по приказу айодхского царя Бхагиратхи его воды устремились на землю, чтобы смыть людские грехи. Были они столь быстры, что могли уничтожить саму Землю. И тогда бог Шива подставил под них свою голову, и Ганг, запутавшись в его волосах, распался на семь потоков. Под звон сотен колокольчиков священнослужители — брамины читают молитвы, извещая богов о своем прибытии, после чего паломники прямо в одежде входят для омовения в воду. Не обращая друг на друга никакого внимания, одни, войдя в реку, полушепотом читают мантры (словесная часть жертвоприношения), другие по многу раз поливают свои головы, третьи окунаются в прохладные воды Ганга прямо с головой. Среди сотен тысяч пришедших множество стариков и безнадежно больных. И это вовсе не случайно. Умереть и быть кремированным на берегу Ганга для них — залог счастливого перерождения, ведь в основе индуистской религии лежит учение о переходе после смерти человека его души в другое тело (сансара), где она начинает новую жизнь. И хотя последующая судьба души всецело зависит от ее «поведения» в прежних воплощениях, воды Ганга, смывающие грехи, дают надежду на рождение опять человеком, а не собакой или пауком. А большое количество серебра, содержащееся в его водах, придает им целебную силу. В огромном чреве этого миллионного города кипит своя жизнь, но средоточием всего происходящего в нем являются набережные с их величественными ступенями, ведущими к водам Матери всех рек и соединяющими священный город со священной рекой, с чередой бесчисленных храмов, возвышающихся над берегом, и, конечно, с нескончаемыми стенами Варанаси. Стены эти умеют говорить, но понять их язык сможет лишь тот, кому удастся постичь смысл сущего и освободиться от череды рождений и смертей… Прямо на берегу реки, на гхатах, носящих название Маникарника и Харисчандра, оборудованы специальные площадки для погребальных костров, где сотни тел усопших ежедневно предаются огню. Уникальность Варанаси состоит еще и в том, что здесь ремесло погребения возведено в культ. Одними из самых богатых, конечно, по индийским меркам, жителей города являются торговцы дровами. Древесину свозят сюда из разных городов Индии, так как в самом Варанаси растительность крайне скудная, и продают ее на вес. Умерших несут к Гангу на бамбуковых носилках. Мужчины завернуты в белый, а женщины — в красный саваны. Тело погружают в воду, а священник-брамин читает над ним молитвы. Потом останки водружают на высокую, сложенную особым образом, поленницу, умащивают благовониями и посыпают лепестками шафрана. Погребальный костер разжигает один из родственников, как правило, старший сын. Любая кремация происходит по единому, много веков назад сложившемуся сценарию, чинно и торжественно, без слез и причитаний. Именно потому, что смерть считается благом, началом новой жизни. Когда пламя костра унимается, прах, аккуратно собранный, опускают в Ганг. Так начинается счастливое перерождение... А несколько десятилетий назад отдельные, особо экзальтированные, паломники именно здесь добровольно расставались с жизнью, прыгая с лодок, желая как можно быстрее перейти в неведомый мир вечной жизни и блаженства. Вот почему родственники тех, кто умер и был кремирован вдали от священных мест города Варанаси, привозят сюда прах в урнах, чтобы приняли его священные воды божественной реки. И так изо дня в день, из года в год… Основной религиозно-этической системой Индии является индуизм, исповедуют который более 80% ее жителей. Люди, живущие здесь, верят, что за пределами физического мира существует вечный и неизменный дух Вселенной — Брахман. А души всего существующего во Вселенной, включая и самих богов, лишь небольшие частицы этого Духа. Ганг для любого жителя Индии — и Река Жизни, и Река Смерти. На его берегах мечтают не только родиться, но и умереть. К нему стремятся миллионы паломников в надежде очистить душу от грехов и скверны. На всем протяжении Великой реки, составляющем 2700 километров, расположено немало святых мест — тиртх. Главным же из них считается город полутора тысяч храмов — Варанаси, находящийся в штате Уттар-Прадеш. Возникновение города Варанаси относится к VII веку до нашей эры. В X — XII веках он был известен под названиями Каши или Бенарес. Согласно древнесанскритским шрути — текстам божественного откровения, именно в этом месте произошел спор о старшинстве, затеянный верховными божествами пантеона — Шивой, Вишну и Брахмой, выиграл который Шива.
Источник: http://the-path.org ...Нам предстоит посетить священный город Варанаси, лежащий на берегу Ганга. Прежде всего, этот город является индуистской святыней. По своей важности его можно сравнить разве что с Меккой и Иерусалимом, ибо число паломников, ежедневно совершающих омовения в священных водах, воистину неисчислимо. Из числа священных мест, связанных с Гангом (Ганготри, Ришикеш, Харедвар), Варанаси – наиважнейший, и наиболее всего олицетворяет Индию в глазах западных путешественников. Варанаси, «Вечный Город», служил центром цивилизации и науки на протяжении почти 2000 лет. Двадцатъ пятъ веков тому назад, в городке Сарнатх, что находится в 10 километрах от Варанаси, Будда впервые дал своё учение о просветлении. Позднее, Варанаси превратился в важнейший центр индуизма, хотя, начиная с XI века, неоднократно подвергался вторжениям исламских завоевателей. Апогей этих разрушительных нападений был во времена правления императора моголов Аурангзеба, который разрушил практически все храмы города, а самые значительные из них превратил в мечети. Варанаси также был известен как Каши и Бенарес, однако современное его название восстановлено и означает город, лежащий между двух рек – Аруной и Аси. Для большинства индусов этот город всегда имел особое значение. Наполненный паломниками Варанаси считается благоприятным местом для умирания и обеспечивает прямой путь на небеса. Современный Варанаси остаётся значительным центром изучения различных наук, особенно изучения санскрита, а студенты приезжают сюда со всех концов Индии. Несмотря на это, Варанаси остаётся одним из самых неразвитых мест Индии с точки зрения норм западной цивилизации. Город страдает от перенаселения и неразвитости коммунальных служб и мало изменился с тех пор, как Индия обрела независимость. С другой стороны Варанаси является символом индийского ренессанса и сыграл особую роль в развитии хинди – национального языка Индии. Известный новеллист Прэм Чанд и Тулси Дас, известный поэт, который перевёл эпос Рамаяны на Хинди, много лет жили в Варанаси и играли значительную роль в развитии языка. Старый город Варанаси расположен вдоль западного берега реки Ганг и обрамляет её многочисленными гатами. Гат – особая лестница, нисходящая к воде и служит для исполнения особых религиозных церемоний. Большинство водоёмов в Индии являются священными и обрамлено гатами, на которых верующие индуисты совершают обряды омовения. Практически в каждом индуистском храме существует священный водоём с гатами. В силу того, что Ганг является самой священной рекой, символом жизни и плодородия, порождённой самим Шивой и олицетворяется божеством Гангой Атри, гаты Ганга самые многолюдные в Индии. Даже в будние дни, на рассвете на них собираются тысячи паломников, чтобы совершить омовение в священной воде Ганга, смыть накопленные грехи и встретить новый дарованный день. Каждый из гатов Варанаси исключителен по своему архитектурному исполнению. Есть в Варанаси особые гаты, где производятся церемонии похорон. Именно там сжигают тела умерших и отправляют прах в воды реки, освобождая души от страданий и очищая грехи, накопленные в течение последней жизни. В связи с этим у западных путешественников возникают особые чувства относительно чистоты воды, которую индусы пьют и в которой совершают очищающие омовения, свято веря в её чистоту. Безусловно, Варанаси может шокировать. Пожалуй никто из посетивших этот город не остался равнодушно спокоен. Варанаси с его материальной грязью и великой духовной чистотой ломает привычные концепции, изменяет сознание и заставляет задуматься. Лучший способ увидеть город – на рассвете нанять лодочника, и проплыть мимо тысяч людей, среди которых йоги, брамины и простые верующие, собравшиеся на ступенях у великой реки. Окрашенные восходящим солнцем, огромные древние стены завершают величественную картину. Затем, выйдя на любой из пристаней, пойти по узким улочкам, где порой два человека не могут разойтись. Где каждый из магазинов предлагает лучший в мире шёлк. Где каждый из музыкантов, играющих на ситаре – Рави Шанкар. Где проходящие мимо мальчишки могут поговорить с вами на любом языке. Где в книжных лавках можно найти любую книгу. |
© Сергей Варюшкин varyushkin@mail.ru ICQ 7837257 [ гостевая книга ]
|