[ Гангток, монастырь Румтек, озеро Чангу ] [ Сад орхидей
[ Монастырь Ташидинг ] [ Церемония "долгой жизни" ]

Буддистский праздник и церемония "долгой жизни"

Попали мы в этот монастырь случайно. Я сейчас не вспомню его названия - впрочем, название я забыл еще будучи в самом монастыре - да это и не суть важно. Проезжали мимо и заехали. Посоветовала Аня Коган - отчаянная девушка из Москвы, путешествовавшая уже месяц в одиночку по Индии и присоединившаяся к нам в Гангтоке. Мол, она что-то такое слышала о предстоящей церемонии, на которую должны съехаться несколько известных лам из других монастырей. 

Приехали мы вовремя - праздник только-только начинался. Небо по-обыкновению было пасмурным, но шедший многие дни до этого бесконечный дождь вроде бы прекратился. Нарядные монахи на площади перед гомпой делали всё, что положено в таких случаях: танцевали в масках, били в барабаны (большие и маленькие), дудели в трубы (длиннющие и обычные), звенели в колокольчики и распевали мантры. Затем группа монахов довольно почтенного вида и возраста (ламы?) выкатила из монастыря статую Гуру Ринпоче и, торжественно вращая её, установила на почётное место. Стало ясно, что праздник посвящен никому иному как Падмасамбхаве (по-тибетски - Гуру Ринпоче), а вернее - это мы узнали чуть позже - чуду, сотворённому великим учителем, в результате которого по легенде образовалось озеро Ревалсар. От места, где возникло озеро, Гуру Ринпоче и начал свой путь в Тибет, где именно его стараниями буддизм впоследствии стал доминирующей религией. Такая вот взаимосвязь.

После "представления" нам предложили остаться в монастыре еще на один день, т.к. назавтра была запланирована некая "церемония долгой жизни" или что-то в этом роде, проводить которую должен был настоятель монастыря - какой-то заслуженный лама-тулку. Поселили нас всех скопом в одной большой комнате (спали на циновках в спальных мешках), а вечером монахи пригласили нас на ужин. Нечто вроде "шведского стола", только с тибетским выбором блюд. Всё очень чисто и вкусно. Количество съеденного ограничивалось только аппетитом едока, и главное, никто не требовал за это денег! Представьте, что в какой-либо монастырь в России приедет без приглашения группа из двадцати с лишним лиц азиатской национальности, а их примут со всем радушием, устроят на ночлег и будут кормить от пуза. Я лично сильно сомневаюсь, что такое возможно. 

В ожидании праздника
Монастырь
Портрет
Тибетка

Вверх-вниз
Просто красив, как всегда!
Ух!

Танцы лам

В две шеренги

Жёлтошапочники

Вид с
галёрки

Музыканты

Маски-шоу

Статуя Гуру Ринпоче

"Артисты" и зрители

Трое натрое

Квартет

Большие дудки

Дудки поменьше

Соло

Наготове

Утром...

Дуэт

Главный лама

Зрители в партере

"Живите долго..."

"...и счастливо"

Читают мантры

Еще дуэт
За благословением
Очередь
Благословление происходит с помощью вот такой вот стукалки
Благословляет
Лама-тулку
Достопочтимый
Хижина рядом с монастырём
Спутниковое TV
Больше похоже на брагу
Тибетское пиво
Пьётся тёплым
Апрельская

Мероприятие утром, судя по всему, планировалось серьёзное, поэтому несколько смущал дождь, шедший всю ночь. Дождь, впрочем, шёл ежедневно на протяжении последней недели и если и прекращался, то ненадолго. Утром, когда я проснулся, сюрпризов с погодой тоже не ожидалось: было пасмурно и моросило. Но после халявного завтрака, который воспринялся уже как должное, тучи над монастырём по щучьему велению рассеялись и вышло солнце. Причём ясное небо было именно над монастырём (и оставалось таким на протяжении всей церемонии), а вокруг, куда ни глянь, - тучи, тучи, тучи... До самого горизонта. Если бы я сам не был свидетелем этого, то не поверил бы: эти буддисты сделали себе на время хорошую погоду! Другого объяснения я не нахожу. 

Выглядело всё весьма нереально, а мы за время, пока светило солнце, успели высушить обувь и другие вещи, которые просто не успевали просыхать из-за влажности и беспрерывных дождей. Когда запланированная церемония на площади у монастыря закончилась, тучи за считанные минуты сомкнулись, спрятав солнце, стал накрапывать привычный дождик, а мы погрузились в автобус и поехали себе дальше.

Сама же церемония представляла из себя следующее. Толпа страждущих получить посвящение (передачу) на практику (мантру) "долгой жизни", заняла зрительские места на площади перед гомпой, усевшись на специально принесённые коврики. Под звуки традиционных тибетских труб и барабанов появился главный лама-настоятель монастыря и тоже уселся на своё место - для него была подготовлена специальная "трибуна". Посвящение в виде речи ламы на тибетском языке периодически прерывалось либо упомянутыми духовыми инструментами, либо молчаливым водружением различных шапок на голову самого ламы. Что это означало - осталось для меня неясным. Ритуал такой :) Иногда лама, не прерывая "лекции", сам звонил в колокольчик и крутил тибетский ритуальный барабанчик. 

Закончилось всё непосредственным контактом с ламой: все по очереди подходили к нему (см. фото) для того, чтобы получить специальной колотушкой по голове. Таким образом, все прошедшие церемонию от начала до конца, получили полное право практиковать "долгую жизнь". Читай мантру и живи себе, пока не умрёшь. Вчерашних танцев лам и прочего веселья в этот раз не было.

© Сергей Варюшкин  varyushkin@mail.ru  ICQ#7837257 ICQ 7837257  [ гостевая книга ]

 

Рейтинг@Mail.ru